Поглощенные компании вошли в перспективное подразделение Google X — своего рода частный конкурент государственной организации DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency; Агентство передовых оборонных исследовательских проектов). Но при этом некоторые из этих стартапов были, собственно, партнерами DARPA в различных исследованиях. И в прошлую пятницу DARPA выпустила заявление, в котором говорится, что одна из этих компаний, японская Team Schaft, приняла решение отказаться от государственного финансирования программы DRC (DARPA Robotics Challenge) и перейти на самообеспечение.
Эта программа — своего рода конкурс среди компаний, которые представляют свои наработки в сфере робототехники. Эти роботы должны выполнять какие-то простые для человека, но сложные с механической точки зрения задания, например подниматься по лестнице или расчищать заросли. Финансирование для проектирования было солидным: так, портал The Verge сообщает, что Schaft получала $2,6 млн в качестве гранта на исследования. Другая поглощенная компания, Boston Dynamics, получала $10,8 млн и также будет финансироваться самой Google. Результатом исследований этой компании стал робот ATLAS.
Любопытно, что компании, хотя и отказываются от госфинансирования, продолжат участвовать в конкурсе. Таким образом получается, что Google X и DARPA, чуть ли не единственные конкуренты на этом рынке, вынуждены работать совместно. Как минимум до конца 2014 — середины 2015 года. The Verge шуточно называет эту ситуацию Shotgun Marriage («Брак под дулом ружья») — так в США неофициально называются браки по принуждению.
Примечательно, что это будет не первое сотрудничество Google и DARPA: автоматическая система управления автомобилем Google также была разработана совместно с американским военным ведомством. Система, установленная на автомобили Toyota Prius, успешно прошла испытания на дорогах Калифорнии, и власти штата даже решили узаконить такой метод управления автомобилями, и автомобили-роботы теперь могут легально передвигаться по дорогам. Хотя человек все равно должен еще находиться за рулем, для того чтобы при сбое системы взять управление в свои руки.
Но несмотря на то, что эта система была создана в сотрудничестве с DARPA, она все равно остается коммерческим продуктом Google. И все проекты по робототехнике, которые создадутся в рамках DRC, тоже. Это основная причина, по которой Google будет платить за участие в конкурсе самостоятельно, ведь в таком случае компания сможет сохранить права на все разработки и в дальнейшем использовать их в своих коммерческих продуктах, что в перспективе принесет гораздо больший доход.
Однако такие большие возможности Google иногда пугают. Так, статья о покупке компанией стартапа Boston Dynamics в американском Forbes была озаглавлена следующим образом: «Какого черта Google собирается делать с этими жуткими военными роботами?» («What The Heck Will Google Do With These Scary Military Robots?») — и этот вопрос действительно заставляет задуматься, ведь Google знает всё о нас, имеет самую крупную информационную сеть в мире и обладает доступом практически ко всем аспектам нашей жизни. Конечно, это вложение в перспективное направление бизнеса. The Times сообщает, что компания заинтересована в налаживании полного цикла производства и доставки товаров. Конечно, в отдаленном (или не очень) будущем все это будет осуществляться исключительно роботами.
Вполне возможно, что Google уже сейчас готовит фундамент для этого, тем более что конкуренты тоже не дремлют. Так, Amazon в качестве эксперимента начала осуществлять доставку товаров на небольшие расстояния с помощью летающих дронов — роботов с видеокамерами, которые привозят посылку прямо к двери заказчика. Курьеры в этом случае исключаются из процесса доставки, и это может совершить революцию в системе онлайн-покупок. Автомобили с искусственным интеллектом, человекоподобные роботы — все это может быть использовано в цикле производства и продажи товаров. И в таком случае все становится логично.
Но пока все это развивается в рамках сотрудничества с военным ведомством США, с DARPA. И если США теоретически может готовить боевых человекоподобных роботов (звучит как анонс к голливудскому боевику), то и другие страны должны быть во всеоружии. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин в этом плане успокоил россиян. В своей статье от 21 марта, опубликованной в «Российской газете», политик указал, что это направление у нас активно развивается и что первые испытания российского боевого робота, способного стрелять из автомата и управлять автомобилем, начнутся в 2015 году.
Ранее Рогозин заявлял, что лаборатория, которая будет заниматься разработкой робототехники, будет основываться в Коврове (Владимирская область) на базе завода имени Дегтярева. На это направление выделяется более 3 млрд руб., и, как указал вице-премьер, это будет робот, действующий по принципу аватара (или суррогата, если проводить аналогию с другим голливудским фильмом).
Конечно, боевой робот — это не единственное направление развития робототехники в нашей стране (как и за рубежом). Но военные ведомства, пожалуй, более всего заинтересованы в разработке таких продуктов, и не стоит удивляться, что именно министерства обороны выделяют на роботов большие бюджеты. Как у нас, так и в США.