Корейская ассоциация электроники (Korean Electronic Assotiation, KEA) совместно с Корейской ассоциацией производителей ПО, Корейской ассоциацией полупроводниковой промышленности и Корейской ассоциацией производителей аккумуляторов подала в местный антимонопольный регулятор жалобу на сделку по продаже Nokia компании Microsoft.
По мнению корейцев, эта сделка может превратить Nokia в «патентного тролля», который будет использовать свой обширный портфель патентов для зарабатывания в судах, сообщает корейский бизнес-портал Business Korea.
Напомним, согласно условиям сделки по продаже мобильного подразделения компании, Nokia оставляет за собой полный пакет патентов, лишь лицензировав его Microsoft на десять лет. И хотя производить устройства компания уже не может, зарабатывать на своей интеллектуальной собственности договор не запрещает.
Патентов у Nokia действительно много. Например, встраиваемый почти в любое электронное устройство BlueTooth был во многом спроектирован финскими специалистами, да и первый GSM-звонок был также совершен в Финляндии, на оборудовании, созданном Nokia совместно с Siemens.
Разумеется, патенты касаются не только средств связи, поскольку компания стала одним из первых производителей мобильных телефонов в принципе и за эти годы у нее накопилось достаточно интеллектуальной собственности, которую она уже успешно пускала в бой. Так, в 2012 году суд обязал RIM (BlackBerry) выплатить компании $65 млн за использование технологий работы в сетях WLAN без лицензии.
Но больше всего от патентов Nokia досталось тайваньской HTC. Так, в 2013 году компания была вынуждена поменять поставщика микрофонов в своем флагманском смартфоне HTC One. В первых партиях компания устанавливала модули от ST Microelectronics, однако через некоторое время выяснилось, что данные микрофоны были разработаны совместно с Nokia и финны имеют эксклюзивное право на их использование в своих продуктах. Конечно, компании договорились, но до того, как пойти на мировую, Nokia добилась временного запрета продаж тайваньского флагмана в Нидерландах, а это уже прецедент.
Другой эпизод патентной войны между Nokia и HTC развернулся в феврале этого года в Германии. Суд города Манхейма признал тайваньскую компанию виновной в неправомерном использовании технологии, позволяющей новым устройствам работать в старых сетях (адаптация сигнала базовой станции к протоколу, используемому в абонентском устройстве). В этот раз был наложен запрет на продажи смартфонов HTC в Германии, однако он не может вступить в силу, поскольку ответчик подал апелляцию на приговор. В Великобритании также был наложен запрет на продажи смартфона HTC One Mini. Ранее тайваньцы были вынуждены переделывать радиомодуль своих смартфонов, предназначенных для рынка США.
Итогом всей этой патентной войны с HTC стало заключение между компаниями нового лицензионного соглашения, согласно которому тайваньская компания будет выплачивать финнам отчисления за использование технологий Nokia в своих смартфонах. Размеры этих выплат, разумеется, не объявляются.
Даже громящая всех и вся в судах по всему миру Apple, и та вынуждена считаться с портфелем патентов Nokia. К счастью для себя, понимание важности этого портфеля в Apple поняли давно и еще в 2010 году заключили лицензионное соглашение с финнами.
Лицензирование патентов становится одним из ключевых направлений бизнеса и у крупнейших IT-корпораций. Ярчайший пример этого — компания IBM, которая в свое время вкладывала колоссальные средства в свое исследовательское подразделение. В итоге это позволило ей стать обладателем одного из крупнейших портфелей патентов в сфере IT и получать за свои патенты отчисления. Так, буквально на прошлой неделе IBM объявила о заключении лицензионного соглашения с Twitter более чем на 900 патентов. Во многом это выгодно не столько IBM, сколько самой Twitter, поскольку это позволит компании обороняться от потенциальных атак конкурентов.
Самым показательным примером «патентного щита» можно считать покупку Google мобильного подразделения Motorola. Как и Nokia, Motorola — из старожилов рынка телефонов и смартфонов, и ее патентный портфель является одним из самых внушительных на рынке. В итоге, выпустив лишь два смартфона, Moto X и Moto G, IT-гигант решил продать Motorola Mobility китайской Lenovo. Но уже без патентов, которых насчитывается около 17 тыс. За это китайцы заплатят «всего лишь» $2,91 млрд. Сумма может казаться большой, но только если не знать, что сама Google заплатила за Motorola почти в пять раз больше — $12,5 млрд.
Другое дело, что этот патентный портфель Google не помог. Так, когда компания попыталась воспользоваться им для того, чтобы одержать в суде победу над Apple, Фемида оказалась на стороне «яблочников».
Однако Nokia не Motorola, и, как показала практика, финны вполне успешно используют свои патентные активы. В теории Nokia вполне может сделать их лицензирование основным источником своего дохода. Во всяком случае, пока не пройдет трехлетний запрет на использование бренда Nokia в мобильных устройствах.