Компания «Яндекс» сегодня представила собственную прошивку для Android-устройств — «Яндекс.Кит». «Кит» включает в себя графическую трехмерную оболочку «Яндекс.Shell» и набор сервисов от компании.
По словам разработчиков, основная задача новой прошивки — помочь человеку использовать все возможности смартфона.
«Кит» — готовое программное решение, которое устанавливается на смартфоны при производстве, однако представители «Яндекса» не исключают, что в будущем версия «Кита» будет доступна и для самостоятельной установки пользователями на свои гаджеты. Первые модели смартфонов с прошивкой «Кит», Huawei Honor 3 Yandex и Explay Flame, появятся в продаже весной, а летом выйдет первый планшет на «Ките».
Кроме того, прошивка обладает несколькими специальными возможностями, призванными облегчить жизнь именно русскоязычным пользователям. Например, поиск по списку контактов можно осуществлять сразу по нескольким формам имени, кириллицей или латиницей. C помощью «бесконечной» телефонной книги можно определять и находить не записанные в телефоне номера организаций. Упрощен и процесс ввода текста: клавиатура умеет подсказывать следующие слова в нужном падеже, а при вводе пароля можно одновременно увидеть как русскую, так и латинскую раскладки клавиатуры.
Нынешняя версии прошивки основана на версии Android 4.2.2, но будет регулярно обновляться.
Жители России впервые увидят «Яндекс.Кит» в смартфонах Huawei Honor 3 Yandex и Explay Flame. Летом ожидаются первые планшеты с этой прошивкой.
Ранее «Яндекс» уже сотрудничал с другими вендорами: магазин приложений от российской компании был установлен на гаджеты от Pocket Book, 3Q, texet, Explay и других производителей, а смартфоны с предустановленной оболочкой «Яндекс.Shell» выпускали МТС и «Мегафон».
Все эти производители, в том числе Huawei и Explay, принадлежат к категории B-брендов: их устройства не являются самыми мощными и не вызывают бурных восторгов критиков, однако благодаря невысокой цене их продажи растут стремительными темпами.
Чтобы производителям смартфонов было выгодно предустанавливать «Яндекс.Кит» на свои устройства, компания готова делиться с ними прибылью, полученной от прошивки, подчеркивает руководитель направления дистрибуции «Яндекса» Юрий Вечер.
«Яндекс» пытается зайти к пользователям со стороны производителей. Сейчас известно, что выпускать смартфоны с «Яндекс.Кит» согласились Huawei и Explay. Но у компании есть опыт партнерства и с другими вендорами.
Самая сомнительная особенность «Яндекс.Кита» — невозможность приобретать приложения в фирменном магазине Android Google Play. Скачивать программы предлагается в «Яндекс.Store», при этом 10% от суммы покупок будет перечисляться на бонусный счет.
По словам разработчиков, в магазине «Яндекса» сейчас доступно 100 тыс. приложений, однако количество программ в Google Play перевалило через 1 млн еще прошлым летом.
«Яндекс.Кит» проигрывает «стандартному» Android, и не так много пользователей захотят приобрести гаджеты с этой прошивкой, считает эксперт MForum Analytics Алексей Бойко. «Но «Яндекс» известен своим агрессивным продвижением разработанных компанией продуктов («Яндекс Бар» некоторые сравнивают с вирусом), поэтому я думаю, что доля устройств с этой прошивкой в России будет расти, несмотря на сомнительную полезность новинки для клиентов», — рассказал он «Газете.Ru».
Зарубежные эксперты настроены менее скептически. «Идея проста. Если на смартфоне предустановлены приложения «Яндекса», люди с большей вероятностью будут использовать их вместо альтернатив, в том числе разработанных Google. Для российских поставщиков и производителей это шанс дифференцироваться с ПО, с которым хорошо знакомы российские пользователи», — рассуждает обозреватель портала The Next Web Ник Саммерс.