К 20 декабря альбом Бейонсе был продан в количестве 1 млн экземпляров по всему миру, обосновавшись на первом месте в сотне стран. Всего за несколько дней его продажи превысили альбомы Леди Гаги, Кэти Перри и Бритни Спирс, которые «лежат» в iTunes уже не один месяц, и уступает только альбому Джастина Тимберлейка, который вышел еще весной.
И все это без расходов на рекламную кампанию, которая сопровождает едва ли не любой релиз сколько-нибудь заметного музыканта.
Обычно выход альбома предваряет релиз синглов с этого альбома. И прослушав выпускаемые перед самим альбомом два или три сингла с наиболее заметными треками с него, подавляющее число слушателей теряет интерес собственно к самому альбому. В результате исполнители и звукозаписывающие компании лишаются доходов, которые могли бы получить от продажи альбома целиком. В итоге они вынуждены довольствоваться лишь долларом с каждого проданного сингла.
Маркетинговый же замысел Бейонсе и ее лейбла Columbia Records, как теперь выясняется, как раз и состоял в том, чтобы «спустить» в iTunes весь альбом сразу, застав пиратов врасплох. Шаг этот был столь неожиданным, что он в считаные часы поднял волну обсуждения в Twitter: многие просто не могли поверить в то, что «придворная певица Обамы», как называют Бейонсе, никак не анонсирует выход в свет результат своего многомесячного труда. Натыкаясь же в iTunes на альбом, который предлагалось купить целиком за $15,99, и, спеша поделиться впечатлениями от музыки со своими «соратникам» по хештегу #Beyonce, люди смело тратили свои деньги и уже за первые три дня купили свыше 600 тыс. экземпляров альбома.
Свою роль в создании ажиотажа вокруг альбома сыграло и то обстоятельство, что распространялся он в течение первых нескольких дней только в онлайн-магазине Apple. Columbia Records даже отказалась выпускать собственно компакт-диски: они поступят в продажу только через полторы-две недели после появления альбома. И это еще один способ оставить пиратов не у дел, избегая утечек музыкального материала в процессе подготовки музыки к изданию.
Разумеется, Beyonce – не первая, кто выкладывает свой альбом в интернете целиком.
Например, в 2007 году британская группа Radiohead опубликовала свой альбом, который можно было скачать бесплатно, при этом, если возникало такое желание, была возможность и заплатить за труд музыкантов. Но эта модель, конечно, куда менее доходна, чем та, которую использовала американская исполнительница.
Многие говорят, что способ выпуска альбома, опробованный Бейонсе, может быть взят на вооружение и другими музыкантами.
Но для того, чтобы этот «трюк» получился, надо, конечно, обладать известностью, которая была бы сравнима с популярностью Бейонсе, ранее в этом году исполнявшей гимн на инаугурации Барака Обамы, которая транслировалась на весь мир. Например, подобная схема может подойти Джастину Тимберлейку, чей альбом является самым продаваемым в онлайн-магазине Apple. К тому же у них одна и та же звукозаписывающая компания, которая, имея соответствующий опыт с Бейонсе, уже знает все подводные камни, которые могут повстречаться в таких случаях.
В начале этого года Тимберлейк ради промоушена своего альбома даже стал на неделю ведущим вечерней развлекательной программы на телеканале NBC. И, несмотря на все эти усилия, его альбом распродавался едва ли не медленнее, чем распродается последний труд Бейонсе, выход которого если что и сопровождало, так это эффект неожиданности.
В результате же Бейонсе и ее лейбл, кажется, убили всех зайцев сразу: не потратили ни цента на маркетинг альбома, продали столько экземпляров, что уже через пять дней после его выхода он был признан платиновым (и это при том, что сами компакт-диски еще не вышли), и о ней теперь говорят как о главном инноваторе в музыке.