Российский интернет-концерн «Яндекс» вводит дополнительные инструменты в свой сервис электронной почты, которые позволят эффективнее работать с письмами в зависимости от того, кто их присылает, а также внедряет возможность коллективной переписки и редактирования сообщений.
Для того чтобы распределять электронные письма по типам, «Яндекс» разработал и внедрил технологию «Маркер». Она позволяет определить, сообщение ли это от реального человека, уведомление из социальной сети, интернет-магазина, подтверждение бронирования гостиницы или авиабилета или информация о скидках, — и предложить пользователю соответствующие инструменты для работы с письмами разного типа.
В настоящий момент «Маркер» распознает 15 типов сообщений, но на начальном этапе запуска новой возможности почтовый сервис «Яндекса» обрабатывает 3 типа писем — электронные авиабилеты, приглашения на встречи и сообщения о скидках. Технология использует метод машинного обучения «Матрикснет» и опыт компании в области извлечения фактов из текста.
«Сейчас переписка между людьми составляет около 10% потока писем. Остальное — это рассылки и уведомления, которые присылают роботы,
— констатирует руководитель направления персональных сервисов «Яндекса» Антон Забанных. — Человек обычно просто принимает их к сведению или совершает какие-то действия — например, авиабилет нужно распечатать, номер заказа — куда-то записать или запомнить. Наша идея состоит в том, чтобы прямо в почте дать людям инструменты, которые позволят им быстрее решать свои задачи».
Скажем, если вы получили письмо с приглашением посетить какое-то мероприятие, «Яндекс.Почта» предложит вам установить напоминание, и за день до события вам на мобильный телефон придет SMS с информацией, когда и где запланирована встреча.
Получатель авиабилета увидит сразу под заголовком письма дату и направление вылета, а также информацию о погоде в месте пребывания, то есть ему не потребуется открывать письмо, «Маркер» сам определит ключевую информацию и выведет ее в тему сообщения. С учетом того что бронирование билетов обычно осуществляется за несколько недель до вылета, накануне отлета письмо автоматически будет подниматься вверх в списке входящих писем и таким образом напомнит, из какого аэропорта, куда и во сколько у вас рейс, а также предложит ссылку с онлайн-регистрацией на рейс и бронированием билета на аэроэкспресс. Напоминание о вылете можно будет получить и на мобильный.
Что касается писем от скидочных сервисов, то пользователь электронной почты может настроить фильтры так, чтобы эти письма сразу уходили в корзину, или выбрать из списка тем интересующие его предложения, а в корзину отправить все заведомо ненужное.
Новые сценарии работы с письмами будут работать автоматически, но в дальнейшем веб-мастера смогут влиять на отображение информации и услуг своих сервисов в «Яндекс.Почте» — с дальнейшим развитием платформы «Облака», которую компания представила в середине мая.
Для работы с исходящими сообщениями «Яндекс» внедряет в почтовый сервис интерфейс «Живые письма». Он позволит создать в окне письма своеобразный чат, к которому смогут присоединяться пользователи других почтовых сервисов и друзья из социальных сетей. Переписка будет обновляться в режиме реального времени, сообщения можно будет совместно редактировать. «Живые письма» предназначены в первую очередь для принятия коллективных решений, поэтому в дальнейшем в них будут добавлены функция отправки медиафайлов и инструмент для голосования. В ближайшие несколько недель доступ к «Живым письмам» будет открыт по приглашениям, сообщили в «Яндексе», а полноценно он заработает с осени 2013 года.
Почтовые ящики многих пользователей Интернета давно превратились в свалку из ненужных писем, от которых человек либо забыл отписаться, либо вообще не знает, как это сделать.
В результате электронная почта постепенно становится нишевым инструментом бизнеса, а все общение, часто даже деловое, уходит в социальные сети и мессенджеры, с которыми «Яндекс» конкурировать не умеет, говорит гендиректор компании «Метабар» Михаил Ушаков.
«Если не научиться выделять из этого мусора полезный сигнал, «Яндекс.Почтой» просто перестанут пользоваться, — констатирует эксперт. — Но инструменты, которые представил «Яндекс», выглядят в 2013 году не как нападение на рынок социальных сервисов, а как неуклюжая оборона своей позиции на этом рынке».
Ничего революционного ни в возможности отписаться от ненужной купонной рассылки, ни в совместном живом редактировании текстов, ни в возможности получить SMS-уведомление о предстоящем полете нет, считает Ушаков. «В это время Gmail придумывает способ, как отделить важные письма от бесполезных на основе истории переписки пользователя, а приложение Mailbox превращает почту в таск-менеджер».