Роскомнадзор направил в Google запрос о соблюдении конфиденциальности персональных данных россиян в Gmail, сообщила «Газете.Ru» пресс-служба Роскомнадзора. Согласно российскому законодательству, компании, обрабатывающие персональные данные россиян, должны уведомить об этом Роскомнадзор, также они должны быть внесены в Реестр операторов персональных данных, подчеркивает пресс-служба регулятора.
Однако из этого правила есть исключения, и одно из них — когда информация обрабатывается по договору с пользователем и при этом не предоставляется на сторону без его согласия, подчеркивают представители Google. Пользовательское соглашение, которое каждый из пользователей Gmail «подписывает», регистрируясь на сервисе, как раз является таким договором. «Заключение пользовательского соглашения является общепризнанной практикой и полностью соответствует действующему российскому законодательству», — сообщает представитель пресс-службы Google Светлана Анурова.
Почта Google анализирует содержание писем пользователей, но этот анализ происходит автоматически, для определения, какая реклама будет интересной конкретному человеку. По ключевым словам из писем компьютер определяет, что именно будет рекламироваться на странице. Так как содержание писем анализирует не человек, а программа, тайна переписки не нарушается, сообщила Светлана Анурова «Газете.Ru».
Председатель общества защиты прав потребителей «Горячая линия» адвокат Дмитрий Лесняк убежден, что в этой ситуации корпорация Google права.
«Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных лица, которое является стороной договора, заключённого с оператором, в целях исполнения этого договора производится без получения специального согласия, — рассказал он «Газете.Ru». — При этом закон не устанавливает обязательного требования для заключения такого договора в письменной форме. Поэтому, если данные не передаются третьим лицам, а используются только для оптимизации поиска, компания не обязана проходить процедуру специальной регистрации в качестве оператора по обработке персональных данных».
Сама Google в «Политике конфиденциальности» сообщает, что такие данные передаются третьим лицам только с согласия пользователя или по запросу уполномоченных органов, и, пока не доказано обратное, приходится этому доверять, отмечает Лесняк.
Кроме того, в условиях использования, с которыми соглашается пользователь, специально указано, что соответствующие продукты и сервисы предоставляются организацией, действующей в юрисдикции США. «На мой взгляд, принципиально важным является то, происходит ли на территории РФ сам процесс обработки персональных данных (т. е. расположены ли соответствующие серверы в РФ или за её пределами). Если обработка производится вне России, на мой взгляд, нельзя говорить о нарушении компанией законодательства РФ», — подчеркнул юрист.
Законодательство Российской Федерации не может распространяться на территорию другого государства, кроме случаев, специально оговоренных в международных соглашениях, подчеркивает глава юридического департамента Координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов. «Согласно законодательству о персональных данных, любое лицо, осуществляющее автоматизированные сбор и обработку персональных данных на территории Российской Федерации, должно направить уведомление в Роскомнадзор о начале такой автоматизированной обработки. Весь вопрос в том, где непосредственно осуществляется действия по сбору и обработке персональных данных пользователей», — пояснил он «Газете.Ru». У Google нет в России серверов с персональными данными пользователей, а значит, компания не подпадает под действие российского законодательства и, соответственно, не должна направлять в Роскомнадзор уведомление о включении в реестр операторов персональных данных, заключил он.
Безопасность персональных данных пользователей Google в последнее время беспокоит регуляторов во всем мире. На прошлой неделе Национальная комиссия Франции по гражданским свободам и информационным технологиям (CNIL) объявила, что политика конфиденциальности Google не соответствует французскому законодательству и должна быть пересмотрена в течение трех месяцев, в противном случае компания будет должна выплатить штраф — сначала в размере 150 тыс. евро, а если изменения не последуют и после этого, то 300 тыс. евро. Аналогичные претензии компании также готовы предъявить регуляторы Германии, Италии, Нидерландов, Испании и Великобритании.