Доход от MIM в 2011 году в мире составил $5,9 млрд, или около 4% доходов от всех типов мобильных сообщений (SMS, MMS, e-mail, IM), а мировой трафик MIM – 1,6 трлн сообщений, что соответствует 17% всех мобильных сообщений в год. В 2012 году пользователи отправили уже 2,2 трлн сообщений, что составляет 20% всех мобильных сообщений, по оценкам исследовательской компании Informa Telecoms & Media.
В России влияние альтернативных мобильных сервисов мгновенной передачи сообщений пока отстает от общемирового. Это происходит во многом из-за относительно невысокого уровня проникновения смартфонов (37% на начало 2013 года) и слабого развития сетей 4G. Однако открытость и все возрастающая доступность интернета, открытые платформы для смартфонов и безлимитные тарифы на мобильный интернет способствуют развитию этого рынка.
Пока развитие онлайн-мессенджеров существенно не отражается на спросе на SMS-сообщения в России: доходы оператора МТС от передачи сообщений в 1 квартале 2013 года выросли на 14% по сравнению с доходами 1 квартала 2012 года, рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова.
«Слабым местом подобных интернет-сервисов остается невозможность обмена данными между пользователями различных приложений, в то время как услуги операторов предусматривают возможность вызовов и отправки сообщений абонентам любых операторов: к примеру, невозможно отправить сообщение от пользователя Skype пользователю мобильного мессенджера WhatsApp, в то время как SMS гарантированно получит абонент любого оператора», — отметила она.
В то же время МТС соглашается с тем, что в перспективе, с ростом популярности смартфонов и мобильной передачи данных, мобильные мессенджеры могут составить значительную долю интернет-трафика в операторских сетях. «Для того чтобы это не отразилось на качестве связи для всех абонентов, очень важно уже сейчас разработать экономические стимулы для владельцев таких сервисов соинвестировать в развитие сетей операторов», — подчеркивает Агаркова. У МТС уже есть опыт сотрудничества в этой сфере: в рамках соглашения с Google доходы от сервисов, предустановленных в мобильные телефоны МТС, распределяются между МТС и Google. «Мы намерены развивать такое сотрудничество в дальнейшем», — сообщила пресс-секретарь МТС.
Чтобы предотвратить или хотя бы снизить падение доходов от традиционных SMS-сервисов, мобильные операторы используют и менее миролюбивые стратегии: внедрение собственных MIM-сервисов, изменение тарифов, а иногда и вовсе блокировка или запрет использования своими абонентами мобильных мессенджеров. К примеру, в США операторы AT&T Mobility и Verizon Wireless отказались от безлимитных тарифов передачи данных и ввели ограничения на объем трафика передачи данных, но при этом сделали доступным неограниченное количество sms-сообщений.
Среди российских операторов активно популяризирует альтернативные мессенджеры компания «МегаФон». В 2010 году компания запустила проект «МультиФон», который, в частности, поддерживает сервис обмена мгновенными сообщениями. В декабре 2012 года «МегаФон» также приступил к тестированию приложения UMS (Unified Messaging Solution), которое объединяет множество технологий общения (e-mail, SMS, MMS, IMS, социальные сети и т.д.) и позволяет абоненту использовать для общения доступные ему каналы коммуникаций в одном приложении.
«По нашим оценкам, число отправленных сообщений, как и число активных пользователей SMS, постепенно увеличивается. Например, в 2012 году по сравнению с 2011 годом число отправленных SMS увеличилось почти на 12%», — сообщает пресс-секретарь «МегаФон» Юлия Дорохина. По этим цифрам видно, что активного роста SMS-трафика нет, но наблюдается устойчивая положительная тенденция, заключила она.
И у SMS, и у MIM есть свои преимущества и недостатки, отмечают эксперты J'son and Partners. SMS остается популярным сервисом из-за доступности этой услуги, ее надежности, простоты и невысокой стоимости. Но при этом возможности сервиса ограничиваются только передачей кратких текстовых сообщений.
Мобильные мессенджеры интерактивны и интегрированы с другими службами. Из-за того, что их стоимость неочевидна, многие пользователи воспринимают их как бесплатные сервисы. Кроме того, их функционал значительно шире, чем у SMS.
Однако для использования MIM-сервисов необходим доступ в интернет и достаточно качественный канал связи, а доступны они только владельцам смартфонов.
По состоянию на март 2013 года, в глобальном масштабе SMS остается ключевой услугой среди других типов мобильных сообщений (MMS, E-mail, IM). Сервис традиционных коротких сообщений востребован, демонстрирует положительную динамику доходов и трафика в мире.
SMS будет оставаться лидером передачи мобильных сообщений как минимум до 2015 года, прогнозируют эксперты Informa Telecoms & Media.
«В целом уровень замещения традиционных SMS услугами MIM будет зависеть от ряда факторов, таких как проникновение широкополосного мобильного интернет и смартфонов, а также от выбранной продуктовой стратегии и ценообразования мобильных операторов на услуги, в частности на услуги SMS и мобильного доступа в интернет», — говорят в J'son and Partners.