1 июля на сайте нематериального культурного наследия ЮНЕСКО появилось сообщение о включении «культуры приготовления украинского борща» в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной защите. Глава Минкульта и информполитики Украины Александр Ткаченко поспешил объявить борщ «официально украинским, и официально под охраной ЮНЕСКО».
Заявления главы украинского Минкульта прямо противоречат сообщению международной организации, сказал «Газете.Ru» историк русской кухни Максим Марусенков.
«ЮНЕСКО признало нематериальным наследием не сам борщ, и даже не украинский борщ, а именно что «культуру приготовления украинского борща. То есть выращивание овощей, сам процесс готовки и взаимодействие людей во время этого. Более того, в заявлении ЮНЕСКО специально отмечено, что приготовление борща распространено в более широком, чем Украина, регионе, а само включение в список «не предполагает ни эксклюзивности, ни права собственности на данное наследие», — сказал он.
Согласно сообщению ЮНЕСКО, заявка на включение борща была подана в 2020 году, а само включение планировалось в 2023-м. Чтобы не нарушать принятый порядок, международная организация включила «культуру приготовления украинского борща» не в основной список, а в тот, что требует срочной защиты — прямо ссылаясь в тексте заявления на военные действия на территории Украины.
Марусенков добавил, что борщ — это исконно русское блюдо.
«Прообраз современного борща появился не ранее конца XVIII века, что было связано с распространением свёклы с крупным корнем и красной мякотью. Уже в то время он считался блюдом и малороссийским, и великорусским. В южных губерниях Российской Империи борщ быстро стал простонародным блюдом, в других губерниях он долгое время оставался блюдом городской и помещичьей кухни. Борщ варили везде по-разному, но по технике приготовления малороссийский борщ не отличался от великорусских щей, просто продукты использовались другие: квашеная свёкла, твёрдое свиное сало, пшено, позднее помидоры», — пояснил он.
На ресторанный бизнес признание на международном уровне «культуры приготовления украинского борща», по словам Максима Марусенкова, никак не повлияет.
«Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО обладает на порядок меньшим авторитетом, чем всем известный список наследия материального. Никакой юридической силы он не имеет и носит символический, рекомендательный характер», — заключил он.