Так волновалась Ольга, героиня романа Анатолия Мариенгофа «Циники» в 1918 году. В это время мужчины, высунув язык, бегали по Сухаревке и закупали муку и пшено. Своим возлюбленным они тоже тащили муку и пшено. Будущее французской краски для губ, а также пудры и духов было под вопросом.
Сегодня в Москву везут все. Святая святых шанелевского бутика, коллекция Rue Cambon, приехала и продается уже несколько недель. Легендарные ароматы Gardenia, Chanel 22, Cuir de Russie и Bois des Iles расходятся как горячие круассаны, безо всякой рекламы.
Коллекция имеет крепкие русские корни. В 1920 году, в Биаррице, Габриэль Шанель познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, двоюродным братом Николая II и завязала с ним роман. Вдохновленная новой любовью, она создала «русскую» коллекцию одежды. На парижском подиуме дефилировали русские эмигрантки-аристократки в мехах и вышитых платьях, подпоясанных кушаками. Затем Габриэль захотела выпустить свои духи. Романов повез ее в Грасс и познакомил с Эрнестом Бо, выдающимся «носом», эмигрантом из России, до революции работавшим в Петербурге в парфюмерном доме Ралле.
Существует много легенд о том, как создавался аромат Chanel N5. Будто бы революционный альдегидный аромат был ошибкой парфюмера. Якобы создавался он вначале для дома Coty и был отвергнут им из-за дороговизны. Будто бы Шанель выбрала образец духов из предложенных парфюмером семи флакончиков наугад пятый, положившись на магию чисел (пятого числа, пятого месяца...). Важно одно: эти духи, выпущенные в 1921 году, до сих пор — одни из самых продаваемых в мире.
Но фантазия Эрнеста Бо ими не ограничилась. В 1922 году появились Chanel N 22. Красивый и строгий аккорд белых цветов был усилен теми же мощными альдегидами. Ландыши, белые розы, жасмин, лилия, иланг-иланг и тубероза звучали громко и торжественно.
В 1924 году были созданы знаменитые Cuir de Russie, женский кожаный аромат. Название их переводится как «юфть», особым образом обработанная кожа. Популярность эта тема в духах приобрела еще в конце девятнадцатого века, когда аромат с таким названием впервые выпустил дом Guerlain. Позже множество парфюмерных домов выпускало свои вариации на эту тему и называло их так же — Cuir de Russie или Russian Leather. В Cuir de Russie Chanel базовая составляющая аромата кожи — запах березового дыма, терпкие ноты сена и табака — оттенялась цедрой мандарина и бергамота, подчеркивалась ладанным запахом стиракса и смягчалась сладостью цветов — розы, жасмина и иланга. Запах то ли дорогой дамской сумки, то ли кожаного седла амазонки волновал сердца эмансипе.
В 1925 году Эрнест Бо создал нежный аромат Gardenia, тоже оказавшийся своего рода революцией. В то время как на волне моды были пряные, тяжелые, восточные ароматы, нежная сливочная «Гардения» удивляла. Нечасто использующийся в парфюмерии крупный душистый белый цветок в сочетании с фиалкой, ванилью, пудрой и фруктами пленил молодых и романтически настроенных барышень.
Самый любимый свой аромат Эрнест Бо сделал в 1926 году. Это были Bois des Iles, «Островные леса». Русский парфюмер Константин Веригин в своей книге «Благоуханность» писал, что они были навеяны Эрнесту Бо оперой «Пиковая дама», услышанной в Париже. Bois des Iles стали первым древесным ароматом для женщин. Сам маэстро описывал запах как «шепот сандалового дерева, бобов тонка и ветивера где-то среди горького миндаля и имбирных пряников». Майсорский сандал, дамасская роза, иланг, жасмин, кориандр и ирисовая пудра, подчеркнутые альдегидами, дали аромату его богатую сладкую горечь и терпкость. «Он начинается с бодрящих древесных нот, с чуть лекарственным оттенком, напоминающим о холодном зимнем ветре. Жасмин и ваниль в его сердце теплы и сладки, как очаг в бревенчатой хижине. Bois des Iles сложны и просты одновременно, это самый красивый аромат от величайшего парфюмерного дома. Это ужасно, что его так сложно купить» — написала когда-то на одном парфюмерном сайте американская поклонница Chanel.
В Москве теперь это просто. Коллекция, названная в честь улицы Cambon, на которой находится бутик Chanel, воссозданная в 1983 году парфюмером дома Жаком Польжем, продается в ГУМе по вполне парижским ценам.