Вчера в новеньком Центре современного искусства «М'АРС», что в Пушкаревом переулке, открывали экспозицию Межународного экологического фестиваля искусств «4-й блок». Ежегодный фестиваль этот посвящен поводу более скорбному, чем хотелось бы в разговорах о моде: четвертым был взорвавшийся в 1986 году блок ядерного реактора в Чернобыле. За пятнадцать лет существования фестиваль «4-й блок» впервые проходит в Москве. В его рамках — фэшн-проект парижского дизайнера Катель Гелебар «Экологически безопасная мода». Проект экологического минимализма «Арт д'Эко».
Мода по определению не может не вредить природе. Она избыточна, изобретательна во внушении нам ложных потребностей, потому требует все новых и новых ресурсов и производит отходы, выедая с Земли запасы воды, воздуха и нефти, как начинку из пирога.
###01###Концепция Катель Гелебар — в сочетании дизайна с волшебным словом recycle. Она делает моду, не требуя новых материалов. Произведено уже и так слишком много всего для одной планеты. Давайте будем работать с тем, что есть. Она шьет одежду из старых почтовых мешков, парусов и матрасов, списанных солдатских одеял и армейских парашютов, старых полотенец, мужских рубашек и галстуков, сочиняет аксессуары из отслуживших свое дискет и автомобильных покрышек.
Получается крепкая молодежная мода. Шинельки, буденовки, полосатые штанишки, блузочки на молниях, юбки на пуговицах, холщовые сумки. Стоят вещички 20–50 евро. Для дизайнерских вещичек дешево, для секонд-хенда дороговато. Бутики «Арт д'Эко» открыты во многих европейских столицах. Есть у «Арт д'Эко» и украинское отделение: люди с замечательными фамилиями Варя Карамушка и Виталий Душка отшивают коллекции из того же материала.
###02###В Москве «Арт д'Эко» впервые, да и то лишь в виде плакатов. Не пощупать шинельку из списанного одеяла. А то на фото ткань подозрительно новая: неплохие одеяльца списывают в армии, можно еще взвод бомжей двадцать лет укрывать. И полотенца, из которых сшит пикантный халатик, тоже на вид без махринок и заплаток. Вот дискеты с покрышками — да, их точно девать некуда, но из них и шубы не сошьешь. В общем, условный такой recycle. Ну, в Европах, понятно, солдатики казенный текстиль до дыр не занашивают, а вот где украинские умельцы сырье для от-кутюра берут — неясно. Но интересно.
Жаль, конечно, что одежки не привезли. Хотя галерея «М'АРС» вполне достойна того, чтобы и просто так ее посетить. Очень стильный, европейский с иголочки музей, где хитрые игры с освещением, которое сам себе включаешь, где хочешь. Симпатичные девушки встречают каждого гостя, провожают в гардероб, проводят к экспозиции. Внизу ресторан, похожий на изысканный аквариум. Там тихая музыка, полумрак, плазменные экраны на стенах, сияющие стеклянные столешницы, металл, дерево и цветы. Но чтобы гости не очень-то объевропеивались, на входе сидит ласковый, выпивший и чрезвычайно общительный дедушка. Нежные музейные девушки очень стесняются.