Анна Щербакова — одна из самых сильных фигуристок в истории. Об этом говорит хотя бы тот факт, что она трижды подряд выиграла самый конкурентный турнир в женском одиночном катании на планете — чемпионат России, на котором побеждала всех звезд последних лет: Евгению Медведеву, Алину Загитову, Александру Трусову, Алену Косторную, Елизавету Туктамышеву и юного гения Камилу Валиеву.
Помимо умения показать сильный контент, Щербакова обладает стальными нервами и совершенно несгибаемым характером. Достаточно вспомнить, как она вышла кататься на уколах на чемпионате России в прошлом году, все еще не оправившись от последствий пневмонии, — и победила. Тогда плакала даже Этери Тутберидзе.
Однако старт олимпийского сезона выдался у чемпионки мира неожиданно обескураживающим: падение с четверного флипа, сомнительное ребро на двух тройных флипах, еще два других недокрученных прыжка в произвольной программе — и вот Щербакова уже проиграла 15-летней дебютантке взрослого международного турнира Майе Хромых.
Причем Хромых тоже была не идеальна: с первого четверного тулупа она чуть не упала и двумя руками оперлась об лед, а затем еще и дважды исполнила тройной лутц, что запрещено правилами, так что за второй прыжок вообще не получила баллов.
Однако даже с такими ошибками, колоссальной потерей очков и проигрышем после короткой программы в два балла Хромых обошла Щербакову и поднялась на итоговое первое место.
Почему Щербакова проиграла
Причина очевидная — действующая чемпионка мира не исполнила ни одного элемента ультра-си, в то время как Хромых, хоть с ошибкой, но сделала сольный четверной тулуп, а затем уже чисто показала каскад четверной тулуп + тройной тулуп.
Как отметила Татьяна Тарасова, судьи указали Щербаковой, что без квадов в олимпийском сезоне делать нечего.
«Вопрос оценок у девочек сейчас полностью зависит от четверных прыжков — на этом турнире судьи нам явно это показали. С судейством все было в порядке, просто они дали понять, что главное — четверные прыжки и их чистое исполнение», — цитирует Тарасову Sport24.
Причина более глубокая — похоже, что Щербакова все-таки исчерпала свой ресурс.
Весь прошлый год она бросалась на турниры, несмотря на недолеченные травмы и болезненное состояние из-за недавней пневмонии — и это прокатывало. Давайте просто вспомним:
1. Начало спортивного года. Щербакова тяжело вкатывалась в сезон, но на первом этапе Кубка России вдруг исполнила четверной флип в официальном прокате, хотя на тренировках постоянно с него падала. Яркое доказательство того, что на соревнованиях Щербакова в любом состоянии могла вытащить из себя все что нужно и даже больше.
2. Затем последовало чудо на чемпионате России, о котором мы уже говорили: задыхающаяся после короткой программы Щербакова, внезапно два исполненных четверных прыжка в произвольной программе, слезы Тутберидзе, победа.
3. После этого Щербакова заехала еще и на коммерческий Кубок Первого канала, где тоже показывала четверные прыжки.
4. Продолжилось все это подвигами на чемпионате мира в Стокгольме. Туда Щербакова снова приехала не в лучшей форме: судя по всему, постоянная подготовка не позволяла ей спокойно привести здоровье в порядок. На тренировках девушка постоянно падала и чуть не плакала, но на официальных прокатах по традиции выдала почти максимум: упала лишь с четверного флипа, а со всем остальным справилась — и стала чемпионкой мира.
Казалось, что на морально-волевых качествах Щербаковой можно существовать еще лет десять и даже выиграть Олимпиаду, однако в начале этого сезона выяснилось, что и у этой феноменальной фигуристки ресурс не бесконечен. Даже после отпуска и долгого подготовительного периода к сезону Щербакова пока ощутимо проигрывает по форме своим основным соперницам за путевку на Олимпиаду — Трусовой, Валиевой, Туктамышевой, Хромых.
Чемпионку мира чаще беспокоят явные проблемы со здоровьем: так, летом на сборах в Новогорске она случайно сломала палец, а на Budapest Trophy тренировалась с огромным пластырем на шее: по информации Telesport, девушку беспокоит неприятное повреждение мышц.
И не получается отмахнуться от мысли о том, что все эти проблемы — следствие тех испытаний, которые обрушила Щербакова на свой организм в прошлом сезоне. К слову, не очень важном и во многом урезанном из-за пандемии коронавируса.
Вместо того чтобы спокойно долечиться, фигуристка выходила на один турнир за другим, а теперь ее догнал накопительный эффект — за несколько месяцев до Олимпиады у чемпионки мира нет четверных прыжков, но есть проблемы со здоровьем. И пока больше шансов поехать в Пекин имеет все та же Майя Хромых, которая уже доказала это на практике.
Почему тренерский штаб Тутберидзе избегает журналистов и не проясняет ситуацию с Щербаковой
В таком положении впору занервничать. Скорее всего, именно этим объясняется жесткая реакция тренера из группы Тутберидзе — Даниила Глейхенгауза, который сопровождал Щербакову и Хромых в Будапеште, — на попытки прессы пообщаться с фигуристками.
Напомним, специалист запретил российским СМИ задавать какие-либо вопросы обеим девушкам, объяснив это тем, что двое журналистов ранее попытались узнать у него, почему чемпионка мира носит огромный пластырь на шее.
Глейхенгауз подчеркнул, что при этом работники СМИ «ворвались в автобус», «неподобающе себя вели» и «донимали вопросами», как процитировал его в своем Telegram-канале один из обвиненных журналистов Влад Жуков (Telesport).
Однако Жуков в рассказе своей версии событий опроверг слова Глейхенгауза о «неподобающем поведении»: по его словам, они с коллегой Анатолием Самохваловым из РИА «Новости» лишь задали один вопрос, а после отказа отвечать спокойно вышли.
Также Жуков отметил, что тот автобус являлся общим шаттлом до арены для спортсменов, тренеров и журналистов, так что ни о каком «врывании» в запрещенное место речь идти не могла.
Что же касается самого вопроса о пластыре на шее Щербаковой, то вряд ли стоит удивляться, что отечественных журналистов интересуют такие детали о чемпионке мира из России. В спорте часто задаются вопросы о состоянии здоровья и форме атлета, и абсолютное большинство спортсменов и тренеров спокойно их воспринимают и обычно отвечают. Такова специфика профессионального спорта – здесь бывают травмы, и о них часто говорят.
Однако молчание и чуть ли не бегство тренерского штаба Тутберидзе от вопросов о здоровье Щербаковой наводят лишь на тревожные мысли (про «бегство» даже не художественное преувеличение: Жуков отмечал, что Глейхенгауз забавно прикрывался огромной игрушкой медведя, скрываясь от прессы).
Остается надеяться, что ситуация не вышла из-под контроля, и в «Хрустальном» понимают, как подвести чемпионку мира к главным стартам сезона в наилучшей форме. В конце концов не для того она три года подряд была в топе, чтобы обидно выпасть из борьбы за путевку на Олимпиаду или убегать от журналистов вместо того, чтобы давать победные интервью.