Судьба отечественной легкой атлетики решалась в Вене, и многие верили, что IAAF «на флажке» все же восстановит ВФЛА в своих правах, но все надежды оказались тщетны.
Первыми о решении совета сообщили британские журналисты, отметившие, что Россия не выполнила того, что от нее требовалось для снятия дисквалификации.
«IAAF не снимет отстранение с российских легкоатлетов в преддверии Рио-2016, поскольку не были соблюдены критерии для восстановления членства»,
— написал в своем твиттере журналист Guardian Оуэн Гибсон.
Впрочем, в ВФЛА эти заявление оперативно опровергли, подчеркнув, что из зала, в котором проходит заседание, еще не вышел ни один человек.
«Совет продолжается. Я стою здесь, из зала еще не вышел ни один человек. Я не подтверждаю и не опровергаю. Они работают за закрытыми дверями», — сказала пресс-секретарь ВФЛА Алла Глущенко.
Россию на судьбоносном для нее заседании представлял генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов. Непосредственно перед оглашением вердикта он выступил с докладом перед членами совета, в котором поведал об изменениях, произошедших в отечественной легкой атлетике за последнее время.
Завершив свою речь, Бутов покинул зал, как положено по регламенту, чтобы 26 членов совета могли посовещаться и принять решение.
Таким образом, до официального вердикта, который должен был быть вынесен на специальной пресс-конференции, у российской стороны еще оставалась надежда, несмотря на инсайдерскую информацию СМИ.
За несколько дней до заседания как по заказу вышла очередная часть скандального фильма немецкого телеканала ARD о допинге в России, которая, впрочем, не вызвала особого резонанса.
Вызывает удивление, что одна из серий фильма вышла и за несколько дней до заседания совета IAAF в марте. Тогда никакого решения по «российской проблеме» принято не было. ВФЛА дали время на то, чтобы исправить ошибки предыдущего руководства.
Дополнительный удар по российской легкой атлетике нанес и допинговый скандал вокруг Олимпийских игр в Сочи имени экс-главы РУСАДА Григория Родченкова.
Официальная пресс-конференция, начало которой было запланировано на 18.00 мск, все не начиналась, и до того времени, как решение о сохранении дисквалификации ВФЛА должно было прозвучать официально, комментарии произошедшего дали российские спортивные функционеры.
Ситуацию с отстранением прокомментировал Бутов. «Могу подтвердить — отстранение сохранено, других комментариев пока дать не могу», — сказал он ТАСС.
Министр спорта РФ Виталий Мутко не удивился решению совета IAAF. «Отстранение ВФЛА — ожидаемое решение, это можно было предположить. Будем реагировать», — сказал он.
Слова министра подтвердили и сообщения вездесущих британских журналистов: по их данным, наверняка полученным непосредственно от участников голосования,
ни один из тех, кто принимал решение, не высказался за снятие санкций с ВФЛА.
Отметим, что тему допинга в своей речи на полях XX Петербургского международного экономического форума затронул и президент России Владимир Путин, который подчеркнул, что ответственность за прием запрещенных препаратов должна быть индивидуальной, как бы намекая на ситуацию в легкой атлетике.
«Ответственность может быть только индивидуальная. Не может быть возложена коллективная ответственность на всех спортсменов либо спортсменов какой-то федерации, если в употреблении допинга уличены конкретные физические лица, но не может вся команда нести ответственность за тех, кто совершил это нарушение»,
— заявил Путин.
Напомним, что в начале ноября прошлого года специальная комиссия WADA (Всемирное антидопинговое агентство) обвинила ФСБ России во вмешательстве в спортивные дела, рекомендовала отстранить всех российских легкоатлетов от международных соревнований, а стране — не выставлять легкоатлетическую команду на Олимпиаду-2016.
В результате совет директоров IAAF принял жесткое решение, исключив ВФЛА из числа своих членов и временно отстранив отечественных легкоатлетов от всех международных соревнований, в том числе от Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
На пресс-конференции, которая началась в Вене с более чем часовым опозданием, присутствовали президент IAAF Себастьян Коу и глава независимой комиссии IAAF Руне Андерсен. Именно они огласили официально принятые советов организации решения. И самым важным из них, кроме подтверждения о том, что еиногласно было оставлено в силе отстранение ВФЛА, стало такое:
российские легкоатлеты, не запятнавшие себя в допинг-скандалах, получат право выступить на Оимпиаде-2016 в качестве «нейтральных спортсменов» (не под флагом России).
Это же решение будет распространяться на все соревнования под эгидой IAAF: если спортсмены и тренеры докажут, что не применяли и не применяют запрещенные препараты и пройдут допинг тесты, они могут подать заявку на участие в турнирах.
После оглашения официальных решений Совета, Коу и Андерсен были подвергнуты настоящему допросу журналистов. При этом президент IAAF вынужден был говорить и на неприятные для него темы, не связанные с ситуацией в российской легкой атлетике.
«Политика не играла никакой роли при принятии этого решения, — заявил Коу, отвечая на довольно эмоциональный вопрос российской журналистки. – Совет, 27 человек со всех уголков планеты, принял решение единогласно».
«Наша задача была защитить чистых атлетов», — добавил он, реагируя на слова о том, «честным ли, на его взгляд, было это решение». По его словам, IAAF «четко и однозначно» выразила свою позицию.
На вопрос о том, может ли IAAF гарантировать, что ни один российский легкоатлет не выступит под флагом своей страны в Рио, Андерсен заявил, что «ничто нельзя исключать в этой жизни», а у спортсменов есть возможность подать апелляцию в Спортивный арбитражный суд.
«Будет не так много атлетов, которые смогут проскочить в эту «щель в двери», — заявил Андерсен.
В свою очередь, Коу заявил, что у него «нет ни страха, ни каких-либо предчувствий» относительно того, какое решение примет суд.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».