Глава банка ВТБ Андрей Костин заявил о подготовке исков к десяти членам независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA), расследовавшей случаи употребления допинга и коррупции в российской легкой атлетике. Поводом для грядущих судебных разбирательств стала рекомендация комиссии провести проверку того, как банк оказался спонсором Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ).
«Я дал поручение своим юристам, мы сейчас готовим иски против всех десяти «пассажиров», которые подписали протокол этой комиссии, мы будем возбуждать иски и будем судиться с ними,
— сказал Костин в ходе проведения Всемирного экономического форума в Давосе.
— Сейчас изучаем, в какой юрисдикции это делать, потому что там есть граждане США, Канады, Европы, но мы заставим их понервничать, чтобы они в суде отвечали за свои слова. Потому что так просто, даже намеками как-то замарывать имя России, российских руководителей, российских компаний не годится. Мы ответим на это, пойдем по линии судебных исков».
14 января независимая комиссия WADA опубликовала вторую часть своего отчета о положении дел в российской легкой атлетике. Первая увидела свет 9 ноября прошлого года и дала толчок одному из крупнейших скандалов в спорте за последние несколько лет. В докладе содержались рекомендации временно дисквалифицировать Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) и отстранить спортсменов от всех международных соревнований, в том числе Олимпийских игр. Спустя несколько дней ИААФ исполнила указание комиссии.
Во второй части отчета речь шла в основном о коррупции в самой ИААФ во времена президентства Ламина Диака, который сейчас находится под следствием французской полиции по обвинению во взяточничестве. Сенегальца подозревают в том, что он за деньги покрывал положительные допинг-тесты российских легкоатлетов, чтобы они продолжали выступать на высшем уровне.
Одним из моментов, который привлек внимание комиссии WADA, стало спонсорское соглашение между ИААФ и ВТБ. В 2007 году российский банк стал первой отечественной компанией, заключившей спонсорский контракт с крупной международной спортивной федерацией. ВТБ пробыл в статусе официального партнера до 2013 года, после чего продлил соглашение еще на два года. Заключать новое в 2015 году банк не стал.
Комиссия рекомендовала дать юридическую оценку этим контрактам, усмотрев в них возможную связь с допинговыми скандалами.
В отчете сказано, что в 2012 году Папа Массата Диак, сын экс-президента ИААФ, договорился о единовременном финансировании со стороны ВТБ в размере $25 млн. Это произошло одновременно со встречей Диака в Москве с тогдашним президентом ВФЛА Валентином Балахничевым. На ней якобы обсуждались «проблемы» с реализацией телевизионных прав на показ чемпионата мира по легкой атлетике 2013 года, который прошел в столице России.
Associated Press утверждает, что по итогам той встречи стоимость телеправ, оценивавшаяся в $6 млн, увеличилась в четыре раза — до $25 млн. По мнению комиссии WADA, эти деньги выделял ВТБ для покрытия нарушений антидопингового законодательства со стороны российских спортсменов.
Банк данную информацию опровергал, утверждая, что лишь выполнял спонсорские обязательства перед ИААФ.
«Наши отношения носили исключительно спонсорский характер. У нас была абсолютно стандартная практика, распространяющаяся на всех спонсоров. Не было никаких исключений. У нас был контракт с ИААФ, но никаких отдельных прав мы не приобретали. Мы были представляющим партнером чемпионата. Логотипы ВТБ были развешаны на стадионе, в майках с нашим логотипом выступали спортсмены. Но к телевизионным правам все это никакого отношения не имеет. Телевизионные права продаются отдельно, а наш контракт не предусматривал продажу нам телеправ», — сказал 14 января первый заместитель главы ВТБ Василий Титов.
Костин, комментируя намерение подать в суд на членов комиссии WADA, рассказал о том, как ВТБ сотрудничал с ИААФ.
«Чудовищная ложь: мы имели спонсорские контракты с ИААФ последние девять лет, начиная с 2007 года по 2015 год. Платежи примерно $6–7 млн в год. За это мы получали вполне понятный спонсорский набор. $25 млн — это сумма, уплаченная за четыре-пять лет, но не за один год, и никакого отношения к обсуждению проблем допинга это никогда не имело», — сказал руководитель банка в Давосе.
Министр спорта Виталий Мутко считает, что ВТБ в данном случае действует самостоятельно от государства и вправе защищать свой имидж.
«Банк — достаточно серьезный финансовый институт, у него сильная юридическая служба. Советоваться с Министерством спорта тут не нужно, банк сам вправе принимать такие решения. Когда связывают допинг и коммерческую деятельность, это неправильно. Банк был надежным партнером ИААФ. Думаю, юристы банка всё взвесили. Если они видят, что затронут имидж банка, то поступают правильно. Но это исключительно решение банка, которое он принимает самостоятельно», — цитирует Мутко «Р-Спорт».
Возможностью подать в суд на авторов доклада о допинге в России может воспользоваться и Балахничев. Об этом заявил его адвокат Артем Пацев. По его мнению, в опубликованном отчете есть несколько утверждений, порочащих его клиента.
«Насчет иска будем думать. Исковая давность по таким спорам измеряется годами. Никаких доказательств коррупции Балахничева нет, есть только предположения.
В силу принципа презумпции невиновности в уголовном праве, который поддерживается всеми странами, обвинять человека в совершении преступления без приговора суда как минимум неэтично, а вообще — это клевета, соединенная с обвинением в совершении преступления», — сказал адвокат «Известиям».
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».