Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Не ожидал, что в России «Формула-1» соберет столько людей»

Гонщик «Формулы-1» Валттери Боттас о российских болельщиках и финском автоспорте

Во время Гран-при России «Газета.Ru» встретилась с пилотом команды «Вильямс» Валттери Боттасом и расспросила его о том, в какую погоду легче управлять болидом, почему маленькая Финляндия производит больше успешных гонщиков экстра-класса, чем огромная Россия, и что он думает о стереотипах в отношении наших северных соседей.

Финский человек часто успешно реализует себя в России, и наоборот. Можно вспомнить российского художника Илью Репина, во второй половине жизни нашедшего счастье с уроженкой Хельсинки и после революции 1917 года жившего на финской территории в своих «Пенатах». Уже в наше время в России состоялась уникальная актерская карьера финна Вилле Хаапасало.

Вот и для пилота команды «Вильямс» Валттери Боттаса Сочи оказался удачным местом. Он был на подиуме первого Гран-при России в прошлом году. И должен был попасть в призы и в этом, если бы соотечественник Кими Райкконен не выбил его с трассы на последнем круге дистанции.

Трасса в Сочи Боттасу нравится, особенно первый сектор с его длинной прямой. К тому же она подходит болидам «Вильямса» по техническим характеристикам. С введением нового технического регламента дела у славной, но переживавшей в начале 2010-х непростые времена команды пошли в гору, и многие успехи связаны как раз с именем 26-летнего финна.

— В прошлом году я впервые побывал в России на гонках и, честно говоря, был прилично удивлен тем, как много людей пришло посмотреть на «Формулу-1», — признался Боттас в Сочи. — Я не ожидал увидеть такое количество зрителей. В этом году было то же самое. И это здорово.

— В следующем году Гран-при России пройдет в мае. Что думаете по этому поводу?
— А погода будет более жаркой?

— Градусов 25 тепла.
— Это ОК.

— В этом году было чуть прохладнее. И чуть прохладнее, чем в прошлом. Это лучше для пилотов и для гонок? Скорости в этот раз были выше: рекорд трассы побили практически сразу.
— Думаю, дело в первую очередь в том, что в этом году машины у большинства команд лучше и быстрее. Хотя когда прохладнее, машины едут чуть быстрее. Чем жарче, тем меньше кислорода и тем меньше сила двигателей внутреннего сгорания. Да и прижимная сила меньше.

— Следующий сезон будет более долгим, с большим количеством этапов и начнется раньше. Как вы к этому относитесь?
— Лично мне кажется, это хорошо. Пилотам всегда хочется гоняться как можно больше. К тому же нас ждет несколько новых мест, например Баку с новой трассой. Жду с нетерпением.

— Но это одновременно означает больше долгих переездов и другие неудобства.
— Я не обращаю на это внимание. Для меня гонки — это то, что я люблю. И чем больше возможностей сесть на руль болида, тем лучше. Все остальное не имеет значения.

Экстремальные условия — отдельная тема для Королевских гонок. Встреча Вальттери с журналистами была организована спонсором «Вильямса» Rexona Men. Не так давно бренд запустил мужскую линию антиперспирантов с «умной» формулой MotionSense — множеством микрокапсул свежести, которые раскрываются при каждом движении. Партнер Боттаса Фелипе Масса по этому поводу очень кстати подметил, что нет лучшего места для тестирования дезодорантов, чем «Формула-1» с ее стрессами, адреналином и температурой в кокпите, которая на порой достигает 55°C. Но если вы когда-нибудь разговаривала с пилотами о гонках и видели их глаза в этот момент, то понимаете, что такие вещи их не остановят.

В команде Боттаса описывают как «очень приятного парня» и рассказывают, как интересно они дополняют друг друга с эмоциональным бразильцем Массой. Валттери — сдержанный и немногословный, с хрестоматийным северным темпераментом. Ответы дает предельно четкие и конкретные, безо всякой поэтики. Его Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) — почти целиком про гонки. В подписях — сухая констатация фактов: потренировались, была хорошая погода для заездов, была плохая погода для заездов, попробовали шины для дождя. Сравните, например, с норвежскими лыжниками и биатлонистами — небо и земля.

Точно таким же был его кумир детства Мика Хаккинен. Про «летающего финна» тоже говорили: он предпочитает не слова, а дела. Для современного спортсмена это может показаться анахронизмом: сегодня быть шоуменом для успешной карьеры подчас не менее важно, чем собственно показывать заметные результаты. Но в случае с финнами это, похоже, по-прежнему работают.

Такую же репутацию имеет 36-летний Райкконен. Впрочем, о всех них говорят, что этот имидж, скорее, для широкой публики, незнакомых людей и прочих журналистов. А в узком кругу они совсем другие: веселые и компанейские.

Как вышло, что небольшая Финляндия поставила в «Формулу-1» больше пилотов (и сейчас, и вообще), чем большая Россия? Подняли этот вопрос и в Сочи.

— Во-первых, у нас есть история как в автогонках в принципе, так и в «Формуле-1», — размышляет Валттери. — Например, когда я был маленьким, то смотрел по телевизору, как выступает Мика Хаккинен. Во-вторых, у нас на очень высоком уровне находится детский картинг. Например, когда мне было восемь, уровень соревнований в этой возрастной категории уже был очень высоким. Так что приходилось уже тогда очень упорно работать над собой и совершенствоваться.

Насчет каких-то особых черт нашего характера, не знаю. Мне трудно сказать.

— Как насчет того, что финны очень бесстрашные? Мне не раз приходилось такое слышать.
— Даже не знаю, что на это ответить.

— Например, такие происшествия, как авария Карлоса Сайнса, выбивают вас из колеи?
— Нет. Все, о чем тебе нужно думать в нашей работе, — это как улучшать свое время на круге. Только это имеет значение.

Возможно, Валттери скромничает. Но многие уверены, что дело действительно в особых чертах характера, воспитанных климатом и лютеранством. Интроверты и единоличники, они привыкли бороться только с собой и умеют сосредотачиваться на главном.

Плюс развитая инфраструктура, которой активно пользуются, несмотря на то что это удовольствие не из дешевых. И популярность автоспорта во всех его проявлениях.

На эту тему есть любопытный анекдот. Задание: нарисуйте флаги трех страх — Дании, Швеции и Финляндии. Финн два первых закрасит правильно, а вместо своего нарисует клетчатый — как на финише автогонок.

Гонщиков в Финляндии любят. Своим там считают даже наполовину финна Нико Росберга. Хотя он сам никогда на родине отца не жил и выступает за Германию. Любят и помнят его папу Кеке, он же Кейо, которого на родине часто называют Русбергом, по правилам шведской фонетики.

К слову, Росберг-старший занимался карьерой и Боттаса. По легенде, о сотрудничестве они по национальной традиции в свое время договорились ни где-нибудь, а в сауне.

— Когда вы приезжаете на родину, в Финляндию, чувствуете себя там звездой?
— Иногда да. Например, когда ты идешь в ресторан и кто-то подходит, чтобы поприветствовать тебя. Хотя лично я предпочитаю чувствовать себя так, словно меня никто не знает.

— Вы предпочитаете больше приватности?
— Именно. Но не подумайте, что я жалуюсь. Нет.

— Любимый вопрос применительно к «Формуле-1» — отношения между пилотам в сильной команде. Как бы вы описали свои с Фелипе Массой?
— Как хорошие. Он отличный парень, хороший и очень полезный командный игрок и очень быстр к тому же.

— Вы были очень успешны в разных сериях до «Формулы-1». Считаете ли свой путь идеальным для гонщика, который стремится в самый престижный класс автогонок?
— Сейчас существует столько разных путей! Не думаю, что можно назвать один идеальный. Главное — оказаться в правильном месте с правильное время.

— В 2013 году, когда у «Вильямса» был непростой период и дела шли не так хорошо, как сейчас, вы тем не менее остались в команде. Хотя ваш тогдашний напарник ушел. Настолько верили в нее?
— И в этом тоже. Это был мой первый сезон в «Формуле-1», и я знал, что грядут большие изменения в регламенте. К тому же, честно говоря, было не так много других вариантов. И я решил, что нужно остаться.

— Вы бы хотели попробовать свои силы в других видах гонок? Многие пилоты «Формулы-1», например, участвуют в знаменитом марафоне «24 часа Ле-Мана» или пробуют ралли.
— Гонки на 24 часа — точно нет. Не сейчас по крайне мере. Я всегда бы сосредоточен на «Формуле-1» и не думал о чем-то другом.

— Что вы думаете по поводу идеи с тремя болидами у топ-команд, которую активно обсуждают уже к следующему сезону?
— Если честно, у меня нет какого-то мнения по этому вопросу. Но в целом мне нравится, когда на трассе много болидов. Думаю, тут есть свои за и против. Но возможно, это хорошая идея.

— Какова ваша цель на будущий сезон?
— Стать лучше, выступать лучше.

— Это, кажется, ваша любимая фраза — Do better. Многие считают, что вам стоит подумать о переходе в более сильную команду, где у нас появится шанс побороться за чемпионство.
— Давайте дождемся следующего сезона. Кто знает, может, мы построим чемпионскую машину (улыбается). Следующий год — это новый сезон и новые возможности. Все в наших руках, нужно просто сделать хорошую машину. И все будет возможно.

— Хотели бы вы как пилот что-то изменить в нынешней «Формуле-1»?
— Нам всегда хочется больше сцепления и больше мощности. И может быть, более выносливых покрышек. В остальном вроде не вижу ничего такого.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.

Что думаешь?
Загрузка