Давайте обойдемся без прелюдий с молотом, ядрами и копьями. Главным событием второго дня чемпионата мира стал финал мужской 100-метровки. Возможно, самый интересный на этой дистанции за последние годы.
Состав в этот раз подобрался что надо – ни дать ни взять спортивная «дискотека 2000-х». Лучшие, любимые и только для вас, фанаты легкой атлетики со стажем: Асафа Пауэлл, Тайсон Гэй, Джастин Гэтлин, Усэйн Болт. Самый быстрый человек планеты последних шести лет и те, кто зажигали еще во времена Олимпиады-2004 в Афинах.
Что будет, когда все эти парни однажды (и вполне возможно, что одновременно) закончат карьеру? За кого будем болеть? Возможно, за китайца Бинтяня Су. Но с представителями Поднебесной никогда не угадаешь.
Пауэлл, Гэй и Гэтлин, совсем как поп-звезды, за эти десять лет успели сходить до дна и обратно, отсидев по дисквалификации за допинг – и, серьезно сбросив мышечную массу (по новой моде спринтеры перестали быть громилами-качками и превратились почти в синхронистов, отчего того же Пауэлла узнать можно с большим трудом), перезапустили карьеры.
Гэтлин и вовсе вернулся с новыми хитами лучше прежних, и последние полтора года именно Джастин – лучший и самый быстрый спринтер планеты.
Он и должен был выигрывать сегодняшний финал. Отлично готовый, обладающий лучшим результатом сезона в мире, предельно мотивированный, имеющий все основания быть по-хорошему злым. Это Гэтлин одним из первых почувствовал на себе побочные эффекты нынешней охоты на допинговых ведьм, когда ты – лучший в мире в своей дисциплине, но некоторые чопорные организаторы коммерческих стартов отказывают тебе в приглашении из-за той давней дисквалификации. А отдельные пуристы из Германии делают себе рекламу, требуя не включать вас в один список героев легкоатлетического труда.
Единственный, кто мог помешать Гэтлину выиграть, – Усэйн Болт. Всех остальных переживающий вторую спортивную молодость американец давно не боится.
Болт не знает поражений в коротком и длинном спринте на Олимпиадах и чемпионатах мира с 2008 года. Единственная победа, которую он за эти годы отдал кому-то другому, стала результатом обидного фальстарта рекордсмена мира в Тэгу в 2011 году на 100-метровке.
С Болтом в Пекине была одна проблема – никто, кроме самого ямайца и его тренера Глена Миллза, не представлял, на что он способен. Все могли только предполагать, что речи о тотальном доминировании одного человека, когда все остальные борются только за второе место, скорее всего, уже не идет.
По сути, Болт «молчал» почти два года – с чемпионата мира — 2013 в Москве. Конечно, он бегал — но по большей части в шоу: по песку, против гепардов, автобусов и т.д.
В прошлом сезоне серьезные старты Усэйна можно было пересчитать по пальцам одной руки. Нынешним летом он также начал соревноваться позже обычного, снявшись с нескольких этапов «Бриллиантовой лиги» из-за проблем со здоровьем. Болт, к огорчению своих многочисленных поклонников, по-прежнему не изменяет своей привычке выходить на дорожку, только когда он абсолютно уверен в своих силах и своей форме. Хотя, надо полагать, она стоит ему довольно серьезных финансовых убытков.
Отсюда все разговоры о том, что Усэйн уже не тот и не торт. Что несколько лет насилия над организмом, когда он бегал на запредельных для человека скоростях, не могли не аукнуться. Конспирологические теории мы тут перечислять не будем, но и их хватало.
Предварительные забеги в Шанхае почти не добавили информации относительно формы главной звезды мировой легкой атлетики наших дней: Болт откровенно шифровался, показывая более чем скромные для себя секунды и просто выходил в следующую стадию.
Гэтлин все это, конечно, знал. Не учел он, возможно, только одного: фантастической «психологической» устойчивости Усэйна Болта. Что все его ужимки профессионального шоумена и имидж расслабленного ямайского парня-суперзвезды скрывают железобетонной крепости характер.
Понять это можно было еще два года назад, на чемпионате мира в Москве, когда ему впервые предсказывали закат карьеры. Первая молодость человека-молнии уже прошла, а вокруг после дисквалификации нескольких именитых бегунов все только и говорили о ямайском допинге. О том, что следующим, вполне возможно, станет сам великий Усэйн. После падения Лэнса Армстронга люди ведь только и ждут чего-то подобного с попкорном и гнилыми помидорами наготове. Но в московских финалах Болт порвал всех остальных на ямайский флаг.
А может, Джастин учел и это. Но со своими нервами справиться все равно не смог. Шанс всей жизни, который ты в состоянии реализовать, – это плита, способная придавить любого. В пекинском финале Гэтлин зажался, проиграл старт. А когда понял, что происходит, было слишком поздно – дистанция стремительно заканчивалась. Болт пересек финишную черту первым.
Все остальные оказались где-то сзади. Но эти остальные, включая Гэя, Пауэлла и даже двух бронзовых призеров — американца Трэйвона Броммела и канадца Андре Де Грассе, мир в тот момент совершенно не интересовали. Были только великий чемпион и претендент, который только что упустил, возможно, свой главный звездный час.
Наверное, правы те, кто скажет: не столько Болт выиграл этот финал, сколько Гэтлин его проиграл. Но разве это так уж важно?
На этом чемпионате мира мы узнали об Усэйне Сент-Лео Болте и его феномене чуточку больше: он способен выигрывать не только за счет своей уникальной физиологии, но и за счет «головы». На нее все эти шесть лет обращали куда меньше внимания.
* * *
Что касается россиян, представитель нашей страны пробился лишь в один из воскресных финалов. Речь о Сергее Литвинове-младшем, сыне выдающегося советского молотобойца, олимпийского чемпиона Сеула-1988, и об обладателе красочной биографии.
Прежде чем начать выступать за Россию в молоте, Литвинов-младший успел побывать немецким дзюдоистом и в этом качестве дошел до уровня национальной сборной этой страны.
Но однажды он сломал палец на тренировке и во время паузы решил по примеру папы попробовать молот. В дзюдо, судя по словам самого спортсмена, ему к тому моменту стало скучно. И вернуть интерес к спорту парень решил, выбрав самую сложную дорожку из всех – ту самую, где когда-то блистал его отец. Как гласит семейная легенда, молота в доме не нашлось и на первой тренировке Сергея-сына Литвиновы просто привязали некую металлическую штуку к поясу от кимоно!
Сменив татами на молот, Литвинов-младший успел повыступать за Белоруссию, потом снова за Германию – но уже в легкой атлетике. И только пару лет назад наконец стал выступать под российским флагом.
В финале чемпионата мира — 2015 Литвинов-младший остался пятым, проиграв бронзовому призеру менее полутора метров. Чемпионом мира в этом виде программы стал поляк Павел Файдек – единственный, кто преодолел отметку в 80 м.
Порадовало выступление на дистанции 800 м молодого российского парня Константина Толоконникова. Увы, его результата в полуфинале (1.48,32) не хватило для выхода в решающий забег. Да и до своего личного рекорда, показанного меньше месяца назад в Чебоксарах (1.45,76), Толоконников не дотянул достаточно много. Но нынешний главный тренер сборной России и легенда бега на два круга Юрий Борзаковский все равно должен быть доволен.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице летних видов спорта.