— Какие перед вами стоят задачи на посту министра, который вы занимаете с мая 2014 года? Что вы уже сейчас, после года работы, можете отнести к своим достижениям?
— Я не считаю, что есть мои достижения. Я не один работал. Изначально один начинал, но потом подтягивал команду. Сохранили инфраструктуру — это самое главное. В Донецкой области сильная спортивная инфраструктура, сильная спортивная база. Мы ее всю практически восстановили.
У нас очень много стадионов, много дворцов спорта, плавательных бассейнов, ледовых катков. Практически все они на месте, сейчас начинают функционировать, и даже новые начинают открываться.
— Из каких источников финансируется ваше министерство?
— Само министерство финансируется из бюджета, но средства привлекаются за счет энтузиазма людей, родителей, спонсоров. Вот ледовый каток в том году мы открывали за счет средств родителей. Тем, кто занимался ледовыми видами спорта, была команда перебираться на Украину, однако родители подходили, говорили, что хотят остаться здесь, поскольку Донецк — их родина.
Было много препон, нам не давали открываться, тем не менее запустили сейчас новый ледовый дворец — «Алмаз». Там практически 300 детей — фигурное катание и хоккей. Более того, хоккеисты даже дважды ездили на соревнования в Сочи. Сейчас планируем открыть еще один ледовый каток. Будет называться «Лидер», а расположится недалеко от, скажем так, фронтовой территории.
— Помощь жителей — это обычная для вас ситуация? Как это происходит?
— У нас очень большой эмоциональный и идеологический подъем. Люди хотят жить: тренироваться, посещать цирки, театры, заниматься спортом. На первых порах у нас не был сформирован бюджет, и было сложно. Сейчас есть свой бюджет, люди получают заработную плату, есть возможность вывозить спортсменов на соревнования в Россию.
Где-то нам местные организации очень неплохо помогали на первых порах, поддерживали. Была непростая ситуация с конноспортивными базами, так как не было корма для лошадей. Вот кто-то углем помогал, кто-то кормом. Сейчас все более-менее поставили на поток, есть централизованное финансирование, поэтому, скажем так, решаем проблемы общими усилиями.
Еще очень много проблем, конечно. Много не то что брошенных спортивных баз, но требующих заботы и ремонта, чтобы они не разрушились. Но в основном все базы находятся под контролем.
— Помогает ли вашему министерству Ринат Ахметов?
— Нет, абсолютно.
— Что будет с «Донбасс-Ареной»? Вы намерены ее восстанавливать?
— Она не разрушена абсолютно. Можете приехать и посмотреть. У нас идет работа в регионе с футбольными базами и стадионами. Отличная база у донецкого «Металлурга», там ухаживают за полем. Приезжал туда, мы даже помогли немножко с удобрениями. Все находится под контролем. Базы и стадионы не разрушаются, а поля поддерживаются в функциональном состоянии.
Понимаете, ремонт «Донбасс-Арены» — это будет слишком большая и ненужная нагрузка на бюджет. У нас много разрушенных стадионов и зданий, которые надо ремонтировать и восстанавливать. Например, полностью разрушен шахтерский Дворец спорта. Частично власти и население помогли его отремонтировать: поставили пластиковые окна и двери. Сейчас необходимо закрыть крышу, чтобы за зиму все не пропало. И нужно восстановить полы, куда попала бомба и выжгла пять залов.
У нас большая нагрузка и гуманитарная проблема, поэтому пока такой масштабный проект нет смысла делать. Собственник поддерживает стадион в более-менее функциональном состоянии, и этого сейчас достаточно. Пока такие масштабные соревнования, в каких участвовал донецкий «Шахтер», у нас не проводятся, и необходимости с эксплуатацией «Донбасс-Арены» нет. Хотя, хочу вам сказать, 8 августа на стадионе «Металлург» планируется товарищеский матч между сборными ДНР и ЛНР.
— Болеете ли вы за «Шахтер» в Лиге чемпионов? А за другие украинские команды?
— Если честно, некогда. Я не замечаю день, с утра до вечера работа. Нет времени даже восстановиться и выспаться. Болеть — нет. Но я в курсе происходящего.
— Рассчитываете ли, что когда-нибудь профессиональные команды вернутся в Донецк?
— Судя по происходящему, они вряд ли вернутся. Но это мое мнение. Надо свои команды создавать.
— Возможно ли в обозримом будущем участие команд, представляющих ДНР, в крупных международных соревнованиях вроде Олимпийских игр и чемпионатов мира?
— Чтобы вы понимали, у нас есть сборная команда ДНР, которая участвовала в чемпионате мира по карате. Международная федерация карате прислала нам приглашения, и мы участвовали в официальном чемпионате мира наравне со всеми. Наш флаг висел рядом с флагами Франции, Германии, Турции…
У нас уже есть реальные чемпионы мира по карате, которые выезжали на соревнования. А что касается Олимпийских игр и других соревнований, то нужно признание мирового сообщества. Будет признание, тогда и все остальное автоматически последует.
— Насколько я знаю, спортсмены, оставшиеся в ДНР, не имеют права выступать в международных и национальных турнирах. Но если вдруг указ изменят, вы отпустите своих спортсменов выступать под флагом Украины?
— Они и сейчас выступают, просто вне зачета.
— А под флаг Украины отпустите?
— Нет. Да вопрос так и не стоит. Министр спорта Украины издал указ, что те люди, которые находятся в зоне боевых действий, не могут принимать участие в первенстве Украины и международных соревнованиях. Они просто сами нас «отрезали» и причислили к террористам.
Если я нахожусь в розыске СБУ, как могут наши спортсмены выступать за Украину? Нам поставили заградительный барьер, так что мы, даже если захотим, туда не попадем. Но по большому счету нет и смысла уже: слишком большой психологический, моральный и эмоциональный разрыв, чтобы выступать за Украину.
— Вы много говорили о футболе, но интересно, будут ли развиваться в ДНР другие виды спорта. Планируете ли вы возрождать хоккейный «Донбасс» или баскетбольный клуб «Донецк»?
— Во-первых, я уже сказал про карате и хоккей. Мы развиваем и паралимпийские виды спорта, и даже дартс. Борьба, плавание, хоккей, кикбоксинг, регби, о волейболе, баскетболе и других игровых видах я вообще молчу. Все идет, как и раньше, своим чередом. Если вы к нам приедете, увидите, насколько у нас большой потенциал. Просто мы сейчас немножко зажаты материально, но мы развиваемся.
— Способен ли спорт помочь улучшению отношений между ДНР и остальной Украиной? Возможно, стоит как раз уделять больше внимания вашему ведомству, чтобы наладить диалог между сторонами?
— Даже в древности, когда начинались Олимпийские игры, войны прекращались на их время. Да, у нас сейчас спорт, конечно, как и во всем мире, сильно политизирован. Тем не менее на спортивных площадках спортсмены жмут друг другу руки и далеки от политических мотивов.
Спорт может объединить и делает это в ДНР даже в условиях боевых действий и бомбежек. Проделана большая работа, хотя впереди ее еще больше. Задача спортсменов — реализовывать себя на спортивных площадках.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице хроники.