Воспоминания Жукова об обновлении Сочи и программе подготовки к Играм-2014 читайте в первой части интервью с главой ОКР.
— Были ли какая-то особенно памятная для вас медаль Игр-2014 или чье-то выступление, может быть, даже не победное, которое запомнилось?
— Да, было, конечно. Здесь у меня фотография есть. Для меня особенно памятной была первая золотая медаль нашей сборной — в командном турнире по фигурному катанию. Еще и потому, что медали, как известно, на олимпиадах вручают члены Международного олимпийского комитета. И мне, как вновь избранному члену МОК, было предложено выбрать себе вид программы, в котором хотел бы вручать золотую медаль. Я выбрал сразу два — командное первенство в фигурном катании и бобслей-четверки.
Оказалось, я угадал: первая золотая медаль нашей команды, блестящее выступление, которое создало определенное настроение на Олимпиаде. И последняя золотая награда — это была медаль, я тоже ее вручал нашей четверке в бобслее в последний день.
Ну и конечно, невозможно не вспомнить триумф наших лыжников в гонке на 50 км. Особенно потому, что им медали вручались на закрытии Игр, как бы был апофеоз всей Олимпиады. Успех совершенно фантастический, никто не мог предположить, что наши лыжники выиграют первое, второе и третье места на 50 км, где и норвежцы, и шведы были явными фаворитами.
— Вы упомянули фигурное катание, и Евгений Плющенко здесь на фотографии с медалью. Немало слов было сказано после его травмы, полученной перед индивидуальными соревнованиями. Как вы относитесь ко всей этой истории? Мнения разделились: одни говорили, что Плющенко вообще не стоило ехать на Олимпиаду, другие утверждали, что это спорт, ничего не поделаешь, но молодец, что принес командное золото.
— Очевидно, что Плющенко — великий спортсмен. Он блестяще выступил на Олимпиаде и команде принес золотую медаль. Что к этому нужно добавить?
— Но потенциальной медали в индивидуальных соревнованиях нас лишил...
— Этого никто не знает, что было бы в индивидуальных соревнованиях, была бы эта медаль или нет. А золото в команде, оно вот оно, абсолютное реальное, и в этом огромная заслуга Плющенко. Поэтому делать какие-то предположения в спорте, как известно, очень трудно.
Да, очень жаль, конечно, что он травмировался, не смог выступить в индивидуальных соревнованиях. Но уже одно то, что… Это его какая, пятая Олимпиада была, да?
— Четвертая...
— Четвертая Олимпиада Плющенко — и такой успех.
— Сейчас он заявляет о том, что может на пятую поехать. Его даже Олимпийский комитет внес в списки кандидатов.
— В спорте все решают результаты, отбор. Посмотрим, как будет складываться в дальнейшем его судьба.
— Если переходить уже к олимпийскому наследию. Была разработана целая программа по перепрофилированию объектов. Насколько удалось выполнить ее? Тот же «Фишт», он так и стоит, только крышу сняли, что-то с ней сделали. Может быть, какие-то планы изменились и вы планируете в настоящий момент что-то там делать?
— Действительно, целый ряд спортивных объектов в дальнейшем использоваться будет иначе, чем во время Олимпиады. Но это понятная причина. Там шесть катков, которые очень трудно использовать по своему прямому назначению.
То, что уже сделано, — конькобежный стадион переоборудован в теннисный центр. И там действительно очень современный, хороший теннисный центр получился. Гигантский пресс-центр, где проходят различные события, тоже будет использоваться, в других целях.
Что касается «Фишта», центрального стадиона, который во время Олимпиады использовался только для церемоний открытия и закрытия, то он включен в программу проведения чемпионата мира по футболу. Естественно, что там временные конструкции, которые были необходимы именно для церемоний, когда выезжали эти гигантские фигуры, весь антураж, который использовался, не нужны. Их нужно ликвидировать и сделать этот стадион чисто футбольным.
Очень важно, что создан детский спортивный лагерь на базе гостиницы «Азимут» и двух спортивных сооружений. Это огромное наследие с точки зрения развития детско-юношеского спорта, подготовки нашего резерва.
Достаточно много соревнований прошло там уже в 2014 году. И «Формула-1», и чемпионат мира по шахматам, и хоккейный клуб «Сочи» играет. Будет чемпионат мира по керлингу. В общем, стараемся использовать в полной мере наследие. Я уж не говорю о горном кластере, где все используется и в туристических целях, в первую очередь горнолыжные трассы. В этом году туда невозможно попасть, свободного места нет в гостиницах.
— Очень много говорилось о том, что опыт Сочи поможет России и при подготовке к чемпионату мира по футболу. Но затем появилась другая информация, что там полностью другие технологии, другая система. Так ли это?
— Мне трудно давать оценки, я не являюсь членом оргкомитета чемпионата мира по футболу. Но очевидно, что чемпионат мира по футболу — это абсолютно другое спортивное соревнование, которое требует иного подхода. Потому что Олимпиада — это компактно, в одном месте сосредоточено большое количество спортсменов, на рядом расположенных объектах. Чемпионат мира по футболу — это 11 городов, разные стадионы, все абсолютно распылено, другие коммуникации, принципиально иные требования и подходы.
— Очень много говорилось о том, что Олимпиада дала толчок развитию массового спорта в России. Собственно, это было одной из задач и целей ее проведения. Есть ли какие-то цифры — количество школ, количество детей, которые пошли в эти секции, не только в Сочи, но и по всей России?
— Цифры есть, Министерство спорта такую статистику ведет. Количество занимающихся спортом увеличилось достаточно серьезно. Мы проводим «олимпийские уроки» в школах. Есть такая программа, «Олимпийский патруль», где олимпийские чемпионы приходят к детям, рассказывают об олимпиадах, о своей судьбе в спорте, проводят мастер-классы. Вырос интерес к спорту в целом и к многим видам спорта, которые раньше у нас были малопопулярны. И здесь мы видим, что есть качественный скачок интереса.
Минспорт ведет учет, какое количество, процент населения постоянно занимается спортом. Он растет все эти годы. Цель — довести до 40% число людей, постоянно занимающихся спортом. Сейчас оно 20% перевалило, к 25%. А начинали с достаточно низкого уровня.
Конечно, это еще связано со строительством спортивных сооружений и возможностью заниматься спортом. Такая федеральная целевая программа есть, и она достаточно успешно реализуется.
— Не так давно была информация, что в Сочи планируется проведение Всемирных пляжных игр. Как обстоят дела с этим вопросом? Может быть, после зимней Олимпиады будут теперь летние Игры, пусть не олимпийские.
— Задача заключается в том, чтобы по максимуму загрузить Сочи крупными спортивными соревнованиями. Всемирные пляжные игры — одно из возможных крупных соревнований, которые будут проводиться.
Кстати, в Сочи будет ежегодно проводиться «Спортаккорд». Это такой форум всех международных спортивных федераций. Сейчас определяется, будут ли в рамках «Спортаккорда» проводиться эти Пляжные игры или нет. Но я знаю, что есть идея провести в Сочи чемпионат мира по пляжному волейболу. Мне кажется, очень хорошая идея. И может быть, также чемпионат мира по пляжному футболу. Всероссийские пляжные игры — все это в планах.
— После Олимпиады до лета немного пустовал горный кластер. Затем в связи с нашей экономической ситуацией многие жители России выбрали Сочи в качестве места зимнего отдыха. Изменилась ли как-то в связи с этим ситуация для инвесторов? Может быть, как-то изменились планы по окупаемости этих объектов, какие-то кредитные ставки?
— Сейчас я не смогу вам точную дать информацию по инвесторам. Но для меня очевидно, и все это знают, что в этом году спрос превышал предложение в Сочи. Я имею в виду гостиницы, даже возможности подъемников. И мало кто ожидал такого наплыва туристов.
Я думаю, что это напрямую не связано с ограничением выезда за границу. Просто люди с огромным удовольствием едут в Сочи. И если сравнивать качество курорта Сочи и качество тех олимпийских объектов, которые там есть, с заграничными объектами, то мнение большинства, что это один из лучших зимних курортов в мире.
Поэтому посмотрим, как дальше ситуация в экономике будет развиваться. Да, действительно, в Сочи достаточно дорогие авиабилеты, это создает проблему. Если говорить только о самом курорте, стоимость гостиниц вполне конкурентоспособна с Европой. Но как окупаются затраты инвесторов — мне трудно ответить на этот вопрос.
— Александр Дмитриевич, чего нам следует ждать в нынешнем олимпийском цикле и в преддверии следующей Олимпиады? Есть ли шанс повторить памятный и долгожданный сочинский успех? Как вы знаете, всегда приятно взбираться на вершину, но не менее сложно там удержаться.
— Очень трудно будет повторить успех Сочи. Но уже сейчас Олимпийский комитет России подготовил специальную программу. Есть общая программа подготовки к Корее, к Пхенчхану, а у нас есть своя часть. Она преемственна по отношению к программе подготовки к Сочи, предусматривает те же самые позиции. Это обеспечено финансированием, мы удовлетворяем все заявки наших федераций.
Очень важно выбрать места для подготовки к Корее. В этом смысле Дальний Восток, Сахалин, Камчатку мы рассматриваем как хорошие базы для подготовки наших спортсменов.
Сейчас можно делать определенные выводы, уже зимний сезон в разгаре. Мы видим, что успешно выступают наши спортсмены на Кубках мира, практически по всем зимним видам спорта. Даже появились успехи там, где у нас их 30 лет не было, впервые вот Хорошилов выиграл этап Кубка мира по горным лыжам, по слалому. Видим, что появились новые спортсмены. В фигурном катании, на чемпионате Европы все победители не участники Олимпиады. Видим, что появляется и в коньках новое поколение, и в биатлоне.
Нужно стремиться к тому, чтобы вот это новое поколение спортсменов к Корее было в числе потенциальных медалистов, лидеров. Наши усилия в программе подготовки непосредственно к Олимпиаде нацелены на то, чтобы спортсмены подошли к Играм в лучшей форме.
Если это получится все, то наша команда, скорее всего, выступит успешно в Корее. Хотя занять первое место будет очень трудно.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице олимпизма.