— Артем Дзюба официально подписал контракт с «Зенитом». В конце ноября в разговоре с нашим изданием вы отмечали, что владеете информацией о переходе Артема именно в российский клуб. Шла ли уже тогда речь о «Зените»?
— Скажем так: на тот момент я знал больше остальных, и про «Зенит» в том числе. Разговоры возникали, они начались не за шесть месяцев до истечения контракта Дзюбы со «Спартаком». Определенный интерес питерцы проявляли.
Почему не перейти в «Локомотив»? «Зенит» предпочтительнее. «Железнодорожникам» еще нужно выстраивать свою игру, а «Зенит» без пяти минут чемпион. Участие в Лиге чемпионов при прочих равных перевешивает. На мой взгляд, любой российский футболист отдаст предпочтение сине-бело-голубым.
— В «Зените» Дзюбе, по слухам, предложили 3,3 миллиона долларов в год, в Спартаке — три миллиона. Неужели из-за трехсот тысяч игрок мог переехать в Питер?
— Насколько я знаю, три миллиона в «Спартаке» Артему не давали. Речь шла о двух миллионах. Это первый момент. Второй — есть своеобразный подписной бонус игроку, возможно, в нем стоить поискать причину...
— Сам Артем заявил, что перешел в «Зенит», потому что хочет нового вызова в карьере. Как считаете, «Спартак» мог удержать его в команде?
— Удержать человека можно всегда, но есть ли в этом смысл? Карьера Дзюбы в «Спартаке» складывалась не так безоблачно. Если бы на Артема в команде всегда делали ставку, доверяли — это был бы один разговор. Я не очень понимаю стенаний болельщиков о том, что Дзюба предал клуб.
Вспомните его постоянные дерганья, мытарства, незаслуженные обвинения в «Спартаке». Человек начинает играть — его сажают на лавку, отдают предпочтения каким-то недоделанным барриосам.
Эмоциональный фон был неподходящим для того, чтобы Артем остался в «Спартаке». На мой взгляд, Дзюба, перейдя в «Зенит», сделал абсолютно правильный выбор.
— Как вы ранее говорили, Артем советовался с вами насчет своего будущего. Что вы сказали ему?
— Не то чтобы он прямо приходил за советом... Просто я всегда говорил, что нужно понимать, насколько на тебя рассчитывают. Если тебя будут использовать от раза к разу и постоянно дергать — это не дело. Может быть, в таком случае стоит сменить команду и переехать туда, где на тебя будут делать ставку.
Не забывайте еще о таком моменте, что «Спартак» и «Зенит» — команды разного уровня. В московском клубе, конечно, играют хорошие ребята, но среди них нет больших звезд. Но разве не замечательно выступать бок о бок с Халком, Витселем, Гараем? Есть ли такие игроки в «Спартаке»? Нет! Какую бы сторону вопроса мы ни рассмотрели, все говорит в пользу «Зенита».
— Но ведь Дзюбе в Питере еще предстоит выиграть конкуренцию у этих звезд.
— Прямой конкурент Артема — Соломон Рондон, но сейчас появились сведения о том, что венесуэлец может покинуть «Зенит». Халк и Александр Кержаков — это нападающие совершенно иного плана. Тренеру не придется выбирать между Дзюбой и Халком. Они совершенно разные игроки. В «Зените» грамотно укомплектовали линию нападения.
— Но ведь Артем переходит в стан злейшего врага. Его ждет ненависть болельщиков обеих команд. Все-таки это не «Локо», куда его сватали… Всем памятен пример Владимира Быстрова.
— Я бы не говорил о ненависти. Да это и не первый подобный переход. Давайте вспомним Павла Погребняка, который примерно в такой же ситуации перешел в «Зенит». Разве его ненавидели?
Вы говорите о Быстрове, но ему самому нужно было иногда думать, какие ромбы целовать и так далее. Дзюба, если не ошибаюсь, ничего особенно негативного в адрес «Зенита» не говорил.
Переходы — это судьба футболиста. Со стороны питерских болельщиков, думаю, не будет никакой агрессии. Ну а спартаковские фанаты... «Спартак» сегодня — чемпион России по обструкциям. Жалко только, что не в футбольном плане...
— Дзюба лишь продолжает перечень спартаковцев, бесславно покинувших клуб (Дмитрий Торбинский, Дмитрий Сычев, Павел Погребняк). Получается, речь идет о каком-то систематическом просчете? Другие-то топ-клубы своих воспитанников сохраняют.
— Я бы не сказал, что эти игроки бесславно покинули «Спартак». Они стали чемпионами страны, поиграли в Европе, у них все сложилось. Просто в «Спартаке» неграмотно выстроена работа с футболистами. Руководство клуба до сих пор работает с игроками по принципу крепостного права, которое 150 лет как закончилось. Спортсмен там воспринимается как крепостной, который априори твой и который будет играть за сухари.
Меня всегда удивляло в «Спартаке», что заезжим игрокам там платят втридорога, а когда нужно продлевать контракт со своими воспитанникам — зажимают каждую копейку. Ребята все видят и все обсуждают. Поверьте, в футбольном клубе такие разговоры идут интенсивнее, чем сплетни бабушек на скамейке.
Когда нелепому Барриосу дают шесть миллионов, а тебе отказываются платить три и при этом начинают выставлять рвачом, это не прибавляет дружелюбия.
Во время переговоров все время по отношению к игрокам чувствуется какой-то негативный фон. Фактически футболист не может оспаривать условия, предложенные клубом. Если он пытается это сделать, то начинается прессинг через СМИ, через ветеранов, которые начинают давить на совесть, любовь к ромбу... Но любовью к ромбу через десять лет семью не накормишь. Поэтому нужно оставлять эту патетику и начинать говорить о насущном, то есть о деньгах.
— Кстати о ветеранах. В «Спартаке» впервые собрался попечительский совет. Как думаете, будет ли он играть реальную роль при решении важных вопросов?
— Я очень хорошо отношусь к спартаковским ветеранам. Когда был президентом «Спартака», много общался с ними.
Это заслуженные, замечательные, грамотные люди. Каждый из них в футболе понимает больше, чем все нынешнее руководство клуба вместе взятое. Но я не думаю, что в принципиальных моментах их мнение будет учитываться...
— Зачем тогда эта затея нужна Леониду Федуну?
— Не забывайте, что уход Дзюбы — это репутационный промах Федуна. Теперь этот минус нужно закрыть каким-то плюсом.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу.