Накануне ответной встречи с «Рубином» в рамках 1/16 финала Лиги Европы представители маркетингового отдела футбольного клуба «Атлетико Мадрид» провели мастер-класс для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. «Газета.Ru» публикует выдержки из лекции.
О новом стадионе
В следующем году клуб переезжает на новый стадион, который будет вмещать в себя на 16 тыс. зрителей больше. Болельщики, как показывает практика, относятся к смене домашней арены негативно, поэтому руководством клуба было принято решение сделать рекламный ролик, основным назначением которого стало проведение краткого экскурса в историю всех стадионов, где ранее доводилось играть мадридцам. В ролике также показано, как смена домашней арены отражалась на игре команды, на завоеванных титулах и на количестве болельщиков, поддерживающих клуб.
По замыслу руководства, новый стадион не будет местом, оживающим лишь на один день в неделю, чтобы принять один матч. Сейчас планируется, что на этой территории будут находиться база клуба и помещения, которые будут сдаваться в аренду. Новая арена для «Атлетико» — комплексный проект. Мы рассчитываем, что новый стадион попадет в заявку Мадрида на проведение Олимпийских игр в 2020 году и, если заявка будет одобрена, станет центром Олимпийской деревни. Проведение футбольных матчей на будущем стадионе — далеко не единственный, по нашим расчетам, путь к пополнению казны клуба. По нашему замыслу, на его территории также будут проводиться концерты, конференции и иные мероприятия.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что строительство собственной арены — процесс крайне хлопотный, но при должном подходе очень прибыльный.
Новый спорткомплекс
Другим большим проектом для клуба станет переезд в ближайшее время в новый спортивный комплекс, который будет расположен на специально выкупленной для этого территории в 140 га. Сейчас «Атлетико» базируется на территории в 5 га, которая клубу не принадлежит и находится у него в аренде. Следовательно, в долгосрочной перспективе проект является достаточно выгодным, т.к. появляется возможность существенно сэкономить на аренде. Помимо основной команды на базе будут тренироваться воспитанники академии «Атлетико» — для этих целей на территории планируется построить гостиницу, где будет жить подрастающее поколение и где периодически будут оставаться футболисты основной команды перед важными матчами.
Очень важно, что дети, которые занимаются в академии, получат возможность тренироваться рядом со звездами основного состава, наблюдать за ними, что-то перенимать и видеть, что в будущем вполне смогут занять их место. Поэтому данный проект важен не только с точки зрения бизнеса, но и своей спортивной и социальной составляющей.
Международное развитие
Также очень важным направлением развития «Атлетико» является международная деятельность. Приоритетными направлениями для нас стали Азия и Америка, так как именно там сейчас сконцентрированы самые крупные потенциальные спонсоры. Основная цель — наращивание международной базы болельщиков, которая будет формироваться из числа болельщиков клубов-партнеров. Имея подобную базу, мы сможем выходить уже на местные рынки и международных спонсоров. Изначально нам приходилось подписывать индивидуальные соглашения о сотрудничестве с каждым клубом, но сейчас мы создали пул из нескольких команд-партнеров, каждая из которых заинтересована в сотрудничестве.
О нелегкой судьбе испанских клубов, отделенных пропастью от мадридского «Реала» с «Барселоной»
В Мадриде равнодушных к футболу практически нет, так что недостатка в болельщиках мы не испытываем: город разделен в пропорции 40:60 в пользу «Реала».
А вот в спортивном плане нам, клубу с бюджетом в €120 млн, достаточно тяжело бороться с «Реалом», бюджет которого составляет €500 млн.
К сожалению, в испанском футболе система разделения финансов, полученных от трансляций, не столь совершенна, как во многих других европейских странах. У нас первые два клуба получают огромные деньги за счет продажи прав на трансляции, а остальные довольствуются достаточно скромными доходами. Плюс ко всему в Испании, в отличие от России, нет таких крупных компаний, которые инвестировали бы в футбол свои миллионы, поэтому нам приходится несколько сложнее. €120 млн, которые мы зарабатываем ежегодно, даются нам большим трудом, но этого все равно недостаточно, чтобы мы могли соревноваться с «Реалом» или «Барсой». Конечно, нашим болельщикам приходится достаточно трудно, ведь они заранее знают, что в этом году чемпионат выиграть не получится, поэтому мы вынуждены ставить себе какие-то другие цели: выиграть Лигу Европы, Суперкубок, какие-то отдельные матчи. Это тяжело, но это реальность, и выхода из этой ситуации пока не предвидится.
«Газета.Ru» проведет онлайн-трансляцию матча «Атлетико» — «Рубин».
Другие материалы можно посмотреть на странице Лиги Европы.