— Как вы чувствуете себя на своей первой Олимпиаде в роли почетного президента ОКР?
— Олимпиада – всегда Олимпиада независимо от того, в каком качестве на нее приехал. Для любого причастного к развитию российского спорта человека Игры – своеобразная лакмусовая бумажка, позволяющая определить, в каких видах мы преуспели, а в каких заметно отстали за четырехлетний цикл. Всегда хочется видеть на высших ступенях пьедесталов почета российских спортсменов.
— На старте Игр такую возможность вам предоставили дзюдоисты...
— В этом виде спорта мы видим результаты долгосрочной программы, принятой федерацией. Очень хорошо налажено взаимодействие Министерства спорта, Федерации дзюдо России и тренерского штаба национальной команды во главе с Эцио Гамбой. У них очень дружный коллектив, и плодами его работы стали пять медалей в Лондоне.
В Пекине нашей палочкой-выручалочкой были борцы, сейчас эстафету подхватили дзюдоисты, которые более тридцати лет не выигрывали на Олимпиадах золото. Здорово, что победный почин сделан в первые дни.
— Что стало наибольшим разочарованием первых дней Олимпиады?
— Выступление пловцов. Трехкратный олимпийский чемпион Владимир Сальников был великим спортсменом, но в роли руководителя федерации у него пока не получается. Конечно, нужно разбираться в причинах неудачи. В плавании многое зависит не только от тренера, но и от грамотной медико-фармакологической поддержки.
— Не считаете ошибкой принятое в бытность президентом России Дмитрия Медведева решение о запрете руководителям министерств и ведомств возглавлять федерации по олимпийским видам спорта?
— Мне кажется, не стоит шарахаться из стороны в сторону. В свое время, будучи президентом России, Владимир Путин поддержал мою инициативу привлечь к руководству федерациями политических тяжеловесов. Волейбольную возглавил Николай Патрушев, боксерскую — Евгений Муров, настольного тенниса — Игорь Левитин. Затем на высшем уровне решили, что необходимо дать порулить профессионалам. При этом рулить футболом назначили хорошего парня Сергея Фурсенко, который даже за сборную Ленинградской области не играл.
— По какому же пути нужно идти?
— Универсального рецепта нет. В советские времена Федерацию горнолыжного спорта возглавлял летчик-космонавт Георгий Гречко. За счет своего авторитета он мог решить многие вопросы, и 20 лет наши горнолыжники имели нормальные условия для подготовки. Мне кажется, что мы слишком много внимания уделяем личностям спортивных функционеров. Главные действующие лица – это всегда спортсмены и тренеры. В последнее время мы увлеклись присутствием в сборных личных тренеров. Должна быть команда, а личные тренеры, коими зачастую являются близкие родственники, должны заниматься своими делами. В этом вопросе нужно проявлять жесткость.
— Можно ли говорить, что в олимпийской сборной России хороший командный дух?
— Много ругают «Русские дома», но именно там зачастую и рождался тот самый командный дух.
Представители разных видов спорта могли общаться между собой, обмениваться впечатлениями, завязывать дружеские связи. Сейчас многие команды даже живут не в олимпийской деревне. Хотя, опять-таки, все делается во имя результата.
— Считается, что в первые дни Игр проходят соревнования по «не нашим» видам спорта…
— Соглашусь с таким суждением. Еще не начались турниры борцов вольного и греко-римского стиля, в которых российские олимпийцы традиционно завоевывали золото. Сегодня стартовал легкоатлетический турнир. Президент Всероссийской Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев обещал шесть золотых медалей, а он обычно слово держит.
— Сейчас, когда вы смотрите Олимпиаду глазами болельщика, кто из спортсменов заставил учащенно стучать сердце?
— Не могу я смотреть соревнования, как болельщик. По многолетней привычке, выработанной во время работы тренером и функционером, все время анализирую происходящее на спортивных аренах. Переживаю за каждого российского спортсмена.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице Олимпиады-2012.