Состав нового правительства России был объявлен 21 мая. По сравнению с прошлым кабинетом состав министров был обновлен на три четверти. Виталий Мутко свой пост сохранил, отбросив приставку и. о. Правда, возглавляемое им Министерство спорта, туризма и молодежной политики трансформировалось в Министерство спорта. Мутко рассказал «Газете.Ru», как расценивает свое назначение.
— Как вы оцениваете тот факт, что вам снова доверили пост министра спорта?
— Это и новый вызов, и ответственность. В какой-то мере признание наших достижений.
Но главное — возможность дальнейшей реализации тех планов развития физической культуры и спорта, которые мы видим.
В прошлом году мы добились того, что Минспорта имеет отдельную статью в бюджете страны, спорт разделен на массовый и спорт высоких достижений. Мы добились увеличения финансирования отрасли до 1,7 тыс. рублей на человека в год, хотя еще три года назад этот показатель был около 900 рублей. Есть задачи, над которыми мы будем работать. Наш приоритет — развитие массового и детско-юношеского спорта. Без этого в спорте высших достижений очень сложно добиваться результата. Будет проведена серьезная работа по выравниванию ситуации в различных регионах страны. По финансированию, обеспеченности спортсооружениями, вовлеченности населения в занятия спортом регионы очень разнятся.
— Как вы относитесь к тому, что сферы туризма и молодежной политики были переданы другим министерствам?
— В составе Министерства спорта, туризма и молодежной политики центральным ядром были именно спорт и физическая культура. Под министерством были два агентства — по делам молодежи и по туризму. Они просто отошли под другое руководство. Поэтому выделение Министерства спорта в отдельную структуру не является проблемой.
Руководство страны приняло такое решение, чтобы отрасль физической культуры и спорта имела свое министерство и мы могли бы сосредоточиться на тех крупных задачах, которые оно перед нами ставит.
Одной из главных задач — помимо тех, о которых я уже сказал, — является проведение крупнейших спортивных форумов в ближайшем будущем. Это и Универсиада-2013, и Олимпиада-2014 в Сочи, и чемпионат мира по футболу-2018, и первенства планеты по легкой атлетике-2013 и хоккею-2016. Это крупнейшие проекты, которые могут изменить в лучшую сторону экономику и социальную обстановку в регионах. Мы просто обязаны ими воспользоваться.
--Как вы оцениваете результаты отборочных соревнований к Олимпиаде-2012? К примеру, в боксе Россия получила всего семь лицензий из десяти и впервые с 1996 года поедет на Игры в неполном составе. В греко-римской борьбе у нас шесть из семи лицензий – недокомплект и вовсе впервые в истории.
— В спорте высших достижений борьба только ужесточается, конкуренция растет. Сегодня под тридцать стран борется за золотые медали Олимпийских игр. Нам приходится конкурировать не только с традиционными соперниками, но и в некоторых видах спорта со странами, которые вышли из СССР. С Украиной, Белоруссией, Азербайджаном. В том же боксе, тяжелой атлетике, академической гребле... Да, мы что-то недобираем, но это не критично.
Вопрос ведь не в количестве лицензий, а в качестве спортсменов, которые поедут на Олимпиаду. Можно отобраться, но не иметь никаких шансов на медаль.
С другой стороны, есть у нас и успехи. В том же боксе у нас отобрались все три девочки. Волейболистки практически обеспечили себе путевку. Остаются еще квалификационные турниры по мужскому баскетболу и женскому гандболу. Скоро мы увидим окончательную картину. Думаю, на Олимпиаду поедут 440–460 спортсменов. Мы будем участвовать практически во всех видах. Исключая разве что футбол и хоккей на траве.
— Какая задача будет поставлена перед олимпийской сборной России? Борьба за первое место, за тройку, за попадание в пятерку?
— Конечно, команде будет ставиться задача. Есть и прогнозные показатели, мы над этим работаем. В период с 10 до 15 июля мы проведем заседание коллегии Минспорта совместно с заседанием исполкома Олимпийского комитета, на котором мы утвердим состав сборной России на летние Игры, заслушаем еще раз руководство штаба подготовки и сформулируем задачи. Я думаю, они будут не меньшими, чем в Пекине.
Будет поставлена задача бороться за призовую тройку.
— Планируются ли какие-либо мероприятия по представлению олимпийской команды в ближайшее время?
— Есть виды спорта, где состав российских участников Игр уже определен. Мы проведем ряд пресс-конференций, встреч с командами. Мы хотим, чтобы страна увидела команду, которая поедет на Олимпиаду, поняла, что среди этих 440 ребят и девчат нет проходных людей. У них сейчас ответственное время подготовки. Со стороны государства, Министерства спорта мы обеспечим им все условия и возможности, чтобы заключительный этап прошел на должном уровне.
— Сборная Великобритании не так сильна, как хозяева прошлой Олимпиады китайцы. Нет ли опасений, что ее будут «тянуть»?
— Это спорт, и опасения есть. Домашняя Олимпиада добавляет к результату команды тридцать процентов. Чтобы таких опасений не было, нам необходимо к следующей летней Олимпиаде совершенно по-другому взглянуть на такие виды спорта, как плавание, велосипед, академическая гребля, стрельба, в которых разыгрывается за сотню комплектов медалей. Наши коллеги из Китая едут в Лондон, и им уже практически гарантированы 17 золотых наград. Другими словами, счет 17:0 в их пользу. Бадминтон, настольный теннис, прыжки в воду... Есть подобные свои «виды» и у США. К примеру, плавание. Мы же пока можем поставить себе всего два-три золота, остальные придется добывать с кровью, в жесточайшей конкуренции.
— Чего вы ждете от Евро-2012?
— Футбол любим в том числе и за непредсказуемость. Кто более упорен, имеет больше желания, тот может победить более высокий класс. У нас хорошая команда, костяк сохранен, опытный, профессиональный тренер. Сборная в его руках, и многое будет зависеть от уровня работы, проделанной в оставшееся до чемпионата время, и настроя на каждый конкретный матч. Думаю, уровень нашей команды, показанный в матче Евро-2008 с голландцами, никуда не ушел. При хорошем настрое и стечении обстоятельств мы можем рассчитывать на такое же успешное выступление, как и четыре года назад.
— Многие сочтут вас неисправимым оптимистом.
— Я оптимист, потому что в этом вопросе субъективен.
Я очень люблю этих ребят, знаю многих с детских лет, сам приводил некоторых в команду («Зенит» — «Газета.Ru»), заключал первые контракты.
Пережил с ними лучшие свои моменты в футболе, когда мы обыграли голландцев и стали бронзовыми призерами Евро-2008. Это был самый большой успех нашей страны в футболе за последние 20 лет.
Другие материалы можно посмотреть на странице, посвященной Лондону-2012.