В то время, пока болельщики, съехавшиеся в Ригу со всего постсоветского пространства, отстаивали очередь за автографами Александра Радулова и Владимира Тарасенко, капитаны команд Сандис Озолиньш и Сергей Федоров в сопровождении руководства лиги выступили с приветственным словом. Пресс-конференция проходила в привычном формате. Хоккеисты шутили, президент Александр Медведев делился планами, подводил предварительные итоги гонки НХЛ-КХЛ. А потом слово взял Вячеслав Фетисов и сказал простую вещь: «Я ухожу из хоккея». Вот так, емко и неожиданно. Поводом для ухода из ЦСКА и с должности председателя совета директоров КХЛ стала ситуация армейском клубе. «Все знают ситуацию с ЦСКА, она мне просто противна, — пояснил Фетисов. — Я не хочу быть к этому причастным. Я долго зарабатывал свое имя». Недавняя покупка клуба «Роснефтью», фактически навязанная компании со стороны властей, парализовала работу клуба, внутри которого назрел конфликт между Фетисовым и генеральным менеджером Сергеем Немчиновым. Терпение Фетисова лопнуло, и в субботу он объявил о своем решении.
«Это взвешенное решение, я с живу с этим уже достаточно давно, — рассказал Фетисов. — Нельзя сказать, что я на кого-то обиделся и спонтанно ушел. Ни в коем случае не хотелось омрачить праздник, хотя кому-то мое заявление может принести еще больше радости. Создавалось ощущение, что команду гробили специально, чтобы Фетисов опять какого-то результата не добился.
Я долго думал об этом и больше не вижу смысла находиться в этой ситуации.
Подчеркну, что к такому решению меня сподвигла не только ситуация в ЦСКА, но и во всем руководстве российского спорта. Я самодостаточный человек и найду, чем заниматься».
— Кто конкретно гробил ЦСКА, не желая успехов Фетисову? Получается, это люди, которых вы привели?
— Все дело в менеджменте клуба. Валерий Гущин, который никуда не отошел, и вся его бригада, которая в свое время пилила ЦСКА на много составляющих. Они занимались чем угодно, только не хоккеем. Конечно, когда пришел человек, который наступил многим на хвост и на руки, им это не понравилось. И они взорвали ситуацию изнутри. Я анализирую трансферную политику клуба и понимаю это. В свое время уважаемые люди попросили помочь с ЦСКА, и я сделал все, что мог. Мы инициировали письмо премьеру, нашли государственную компанию, которая существует на деньги налогоплательщиков и должна особым образом усилить менеджмент.
Но в сегодняшней ситуации я не вижу там перспектив. Повсюду эйфория, люди потирают руки.
— Ваш уход – это праздник для Немчинова?
— Он слишком слабый, чтобы о нем сейчас говорить. Слабый тренер, слабый менеджер и еще слабее как человек. Я уверен, что у него нет никаких перспектив.
— Что посоветуете ЦСКА?
— Команда будто проклята, уже два десятка лет ничего не выигрывает. Идет постоянная возня. Эти мальчики, родственнички больших начальников, ничего не понимают. Какой-то фарс вокруг великого имени, которое могло бы нести «золотые яйца». Это настоящее издевательство. Не хочется быть частью этого дерьма. Взять хотя бы ситуацию с награждением «Красной армии» чемпионскими перстнями. Я заказывал их за свои деньги. Обратился к спонсорам, они сказали, что денег нет. Предложил Немчинову сложиться, он отказался. Я обещал пацанам и сдержал слово. Надеюсь, это подарок поможет им в их карьере.
— Возвращение Вячеслава Быкова в ЦСКА по ходу нынешнего сезона было возможным?
— Нет. Ситуация не позволяла рассчитывать на его возвращение. Не просто так он убежал, не было возможности расти. Мы с ним недавно разговаривали и выяснили все отношения. Я сказал ему, что нельзя уходить из команды, будучи тренером. Тем более с формулировкой «создание базового клуба сборной». Все, что угодно, только не это. Ведь ты покидаешь клуб, который сделал из тебя игрока. Никаких претензий, просто я сказал, что так делать неправильно.
С другой стороны, я считаю Шуплера отличным специалистом. И так поступать с людьми – это полное безобразие. Я понимаю, насколько сложно ему было руководить командой. Здесь и травмы, и влияние агентов на игроков. Шуплер на сегодняшний момент – очень правильный выбор для ЦСКА. Я его поддержал. А Быков – это тренер для работы с топовыми командами. Для того чтобы ее воспитать, нужно иметь определенный опыт. С тем потенциалом, который есть у нашей молодежи, Шуплер является оптимальным вариантом.
Я пришел к новому руководству команды, и они мне сказали: «Вот тебе 30 процентов от бюджета – что хочешь с ними, то и делай. Многие вещи я не говорил публично. Бывало. Приходилось обсуждать ситуацию с Шуплером и признаваться, что не знаешь, как дальше жить. Премиальные какие-то нужно было подписывать и так далее.
Мы постоянно боролись с обстоятельствами вместо того, чтобы развиваться. С моей стороны это не побег, а взвешенное решение.
— Александр Медведев был в курсе вашего решения?
— Мы обсуждали с ним, но не в такой форме. Мы летели в самолете и я ему сказал, что мне все это надоело. Повторюсь, у нас нормальные отношения. Как-нибудь я отдельно расскажу, как создавалась лига, это целая эпопея. Сначала была поддержка больших начальников, а потом начался саботаж со стороны общественных организаций.
— Вы считаете свою миссию в хоккее выполненной?
— Все, что нужно было сделать, я сделал. Стеблина убрал, чемпионом мира стал, лигу по поручению Путина продвинули, молодежную лигу запустили. Миссию можно оправдывать только влиянием на ситуацию.
— Есть вероятность, что через несколько лет вы вернетесь к активной хоккейной деятельности?
— Я ничего не исключаю... Мой опыт, знания и связи в этом мире никуда не денутся.
Я понял одну вещь – иногда доброта воспринимается людьми как слабость. Специфика моей работы подразумевает жесткость.
— Вы останетесь в России?
— Я в свое время не убежал из страны, имея возможность получить колоссальные деньги. Я имею честь и имя. Мне есть, чем заняться. Я избрался в сенаторы в Приморском крае. Коллеги, среди которых большинство составляют коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия», все 38 человек проголосовали за меня. Такую поддержку мало кто из политиков может получить. Я должен оправдать доверие людей. Приморский край – очень перспективный регион. В Совете Федерации я являюсь первым заместителем по социальным делам. Считаю, молодежная политика требует колоссальных усилий, потому что молодежь мы оставили наедине с самой собой. Поэтому я не вижу смысла занимать какую-то формальную должность и просто сидеть в кресле. Должность председателя совета директоров КХЛ ничего не решает. Лигой реально управляет Медведев. Мы в нормальных отношениях. Просто у нас возникали расхождения по некоторым моментам, но я бы назвал это рабочими ситуациями. Рано или поздно все эти вопросы сложатся в жесткий механизм, который будет работать на результат.
— На хоккей будете ходить?
— Нет. А когда вы меня на хоккее видели? Я сейчас каждый день играю с друзьями, мне этого хватает.
Другие материалы, новости и статистику можно посмотреть на странице КХЛ.