Нет, у корреспондента «Газеты.Ru» не поехала крыша после новогоднего корпоратива. Он не забыл даже о том, что чемпионат России, по воле руководства РФС, завершится только весной. И, заметьте, не были упомянуты слова о москвичах и питерцах. Ведь и «Спартак», и «Зенит», о которых пойдет речь, базируются в Хельсинки и играют в низших лигах чемпионата Финляндии.
В финском «Зените» нет ни одного легионера из Питера. В этой команде играют только горячие финские парни. Зато в «Спартаке» только «наши люди».
По словам играющего тренера финских спартаковцев Александра Баранова, те, кого в принципе отвергла элита местного футбола.
Финнов же в «Спартаке» нет по простой причине: не принимают они российскую ментальность, без которой в этом футбольном коллективе никак не обойтись. Ни один из коренных жителей Суоми не выдерживает тренировочный процесс по советским методикам.
Финны предпочитают относиться к футболу, да и к другим своим увлечениям, как к хобби. Те, кто хочет стать профессионалом, уезжают в Западную Европу или еще в детстве переходят в хоккей. Это в стране Суоми национальная гордость и престиж страны.
Людей, считающих русский язык своим родным, в Финляндии около 60 тысяч. Часть живет в приграничных городах — Лаппеенранте, Иматре, Хамине, но большинство русскоязычного населения предпочло обосноваться в Хельсинки. В столице страны Суоми есть множество российских культурных центров и даже две футбольные команды с такими родными названиями – «Динамо» и «Спартак».
Динамовцы сейчас выступают в низшем, седьмом дивизионе чемпионата Финляндии. С него же начинали в 2001-м спартаковцы. За десятилетие «красно-белые» из Хельсинки поднялись в третий дивизион, а в низшем теперь играет «Спартак-2».
Главная же команда завершила нынешний сезон середняком в своей лиге.
Рулевой красно-белых Александр Баранов считает это достижением. «Ведь я, разменяв пятый десяток, по-прежнему выхожу на поле вместе со своим сыном Иваном, и даже пару мячей забил. Для нас и место в середине таблицы можно считать успехом», — подвел итоги выступления в нынешнем сезоне главный тренер «Спартака».
Самому молодому в нынешнем составе финских красно-белых 19 лет, большинству около сорока. У многих есть опыт выступлений в высшем дивизионе чемпионата Эстонии, несколько человек отметились в российских и украинских клубах. В общем, не чайники в клубе с таким известным во всей Европе названием в Хельсинки собраны.
Замахнуться же на решение серьезных турнирных задач и конкуренцию с грандами финского футбола не позволяет средний возраст игроков. Хотя в «Спартаке» есть детские секции, и в возрасте 8-10 русскоязычные ребята обыгрывают финских сверстников. Только ни в ХИФК, ни в «Тампере Юнайтед» (это на сегодняшний день лидеры футбола в стране Суоми) спартаковцы своих воспитанников не делегируют. Опять-таки, в силу различий в менталитете.
Ну, а как же в таком случае объяснить феномен братьев Еременко? «Нынешние лидеры финской сборной и казанского «Рубина» — исключение из правил, — считает Баранов. – Их отец, Алексей Еременко, сумел адаптироваться в финский футбол и финское общество, а затем сделал все возможное для адаптации там своих сыновей. Хотя сам Еременко-старший по своему опыту, знаниям и интеллекту мог рассчитывать на большее, чем должность тренера в скромном клубе «Яро» из маленького городка на шведской границе».
По мнению Баранова, российского тренера в ведущий финский клуб не пригласят.
Хотя сам он на один сезон сменил «Спартак» на «Арсенал». Правда, не лондонский, а киевский, но все же выступавший в элитном дивизионе куда более сильного, чем финский, украинского чемпионата. К Хельсинки рулевой «Спартака» привязан семейными узами. Его дочь – прима-балерина местного театра оперы и балета. Конкуренции с ней финские звезды не выдерживают.
Вот и приходится Александру Баранову довольствоваться ролью главного тренера команды третьего дивизиона. При этом «Спартак» входит в Финский футбольный союз и пользуется всеми правами наравне с другими клубами. Для тренировок красно-белым выделяются поля с искусственным подогревом. При желании можно даже двухразовые занятия ежедневно проводить.
Только горячие финские спартаковцы не могут рассчитывать на зарплату Сергея Паршивлюка или Веллитона. Приходится без отрыва от футбола где-то работать.
На судейство в отличие от Валерия Карпина рулевой финского «Спартака» не сетует.
Случаются, конечно, в матчах с участием красно-белых спорные моменты, которые трактуются в пользу соперника. Только гораздо реже, чем в матчах москвичей с принципиальными соперниками в российской премьер-лиге. А уж до финского КДК дело вообще не доходит.
Как и полагается солидному клубу, да еще и с названием «Спартак», есть в Хельсинки и красно-белые фанаты. Приходят на матчи третьего дивизиона оттянуться и прокричать такие родные любому россиянину слова. За десять лет, что существует «Спартак» из Хельсинки, их выучили и финны.