Бангкок, проспект Рамы IV, гигантские эстакады, небоскребы и невзрачные малоэтажки, округлой формы здание с золотистой надписью «Лумпини» на вывеске, похожее на видавший лучшие дни провинциальный цирк. Вокруг него – толпы людей, как местных, так и иностранцев. Через полчаса начнется представление. Представление без тигров, львов, братьев Запашных, воздушных гимнастов и медведей на велосипеде, зато с мускулистыми худощавыми парнями, готовыми надавать друг другу по лицу. Муай тай — самое популярное для тайца развлечение. И, как бы не продвигали «Манчестер Юнайтед» и «Челси» футбольный брэнд в Юго-Восточной Азии, тайский бокс на родине вряд ли утратит свое реноме. Ведь в Таиланде он больше, чем спорт.
Гордость среди нижнего белья
Легендарный стадион «Лумпини», открывший свои двери в 1956 году, легко не заметить. Арена тайской национальной гордости, одна из главных достопримечательностей девятимиллионного Бангкока, затерялась меж парочки двухэтажных жилых домиков трущобного вида.
В десяти метрах от центрального входа сушатся на солнце детские ползунки и женский бюстгальтер.
Позади стадиона – пустырь. Наверное, вскоре что-нибудь там построят. Новый стадион? Вряд ли. «Лумпини» тайцы не предадут. К традициям они относятся бережно и с благоговением. Не в пример англичанам, которые бессовестно расправились со старым добрым «Уэмбли». Снаружи главная спортивная арена Таиланда смотрится как-то мелко, некрасиво и совсем не монументально. В общем – разочаровывает. Во всяком случае, корреспондент «Газеты.Ru» ожидал увидеть нечто большое. Ну хотя бы что-то вроде дворца спорта в Сокольниках.
<1>
Другое дело — внутри. «Лумпини» не так то и мал, как кажется с улицы (вмещает 9 тысяч зрителей – внушительная цифра), да еще, несмотря на в целом спартанскую атмосферу, и уюта не лишен.
Горящих у ринга факелов, как во время боя Ван Дамма с Тонг По в хорошо известном поколению Федора Емельяненко фильме «Кикбоксер», здесь, конечно, нет. Тем не менее, антураж вполне себе азиатский, с индокитайским колоритом. Трибуны – каменные плиты без привычных российскому поклоннику футбола пластиковых сидений, у ринга – партер для богатеньких «фарангов» («иностранцев» по-тайски) и почетных гостей, в одном углу – стульчики для музыкантов, в другом – огромный экран и не менее гигантский портрет короля Пумипона во весь рост.
Изображение благородной особы охраняет гвардеец, будто кто-то решит пририсовать «отцу нации» усы.
От бдительного ока «Большого брата» в Таиланде не скрыться – Пумипон «следит за тобой» буквально на каждом углу: с женой, фотоаппаратом, саксофоном или клюшкой для гольфа.
Парад эмоций
Тайцы — полная противоположность русским – абсолютно неконфликтны, дисциплинированны, скромны (если не брать в расчет обитательниц злачного квартала Патпонг и главного объекта секс-паломников Западной Европы улицы Soi Cowboy), скрытны, улыбчивы до абсурда и на все неприятности отвечают железобетонным «ничего страшного» (по-тайски — «майпенрай»). Одним словом – буддисты.
Только вот в «Лумпини» миролюбивым тайским замашкам нет места.
Женский визг, радостные вопли, истеричные крики, мол «коленом, и еще раз коленом!», громогласные «Оу!» после каждого точного лоу-кика. Настоящий парад тайских эмоций.
Публика в основном «за 30». Детей на трибунах практически нет. Женщин тоже немного. А у двух противоположных углов ринга собираются не только тренеры боксеров, но и их родственники (мамки, папки, сестры, братья) и даже «приближенные» болельщики.
Туристический сектор
В партере тайцев, кроме судей, музыкантов и боксерских команд (вместе с «личными болельщиками»), увидишь не часто. Сплошь и рядом европеоиды с «мыльницами» и «зеркалками», поверившие зазывалам, что здесь, у ринга, бокс смотреть лучше всего.
<2>
Типажи радуют разнообразием – от дам бальзаковского возраста и весом под центнер до накачанных мачо, для которых муай тай больше, чем просто хобби.
Туризм – одно из приоритетных направлений в экономике Таиланда. А муай тай – брэнд, прославившийся на весь мир. Пожалуй, самое известное тайское изобретение. Этот продукт всегда будет востребован заезжими «фарангами», с которых можно «состричь» немало батов. Тайский бокс «продается» в каждом уважающем себя отеле. Билеты меньше, чем за 2000 бат, правда, предлагают там редко.
Бойцы, в свою очередь, прекрасно понимают, что пришли подраться не только за свою честь и рейтинг, но и на потеху заморским гостям.
Победитель главного боя вечера не покинет «Лумпини» до тех пор, пока не сфотографируется с каждым иностранцем из ВИП-зоны на заготовленном для этой процедуры помосте.
Традиции превыше всего
На ринге бойцы сохраняют поистине буддийское спокойствие. Каменные лица, острые, как бритвы локти, крепкие, как камень бедра, способные выдержать удар встречной электрички, колени, готовые в любую секунду взорваться молниеносной серией. И никакого пижонства. Кривляки а-ля Мохаммед Али в лучшие годы в «Лумпини» не в почете.
На легендарном стадионе главное – традиции, техника, уважение к сопернику и бойцовский дух. Остальное лучше оставить дома.
Однако традиции идут в ущерб зрелищности. Так, женщинам на ринг выходить строжайше запрещено. Поэтому тайцы обходятся без неотъемлемого атрибута «Мэдисон Сквер Гарден» и других арен мира — сексапильных ринг-герлз. Наивные суеверия о том, что молодые красавицы накладывают на ринг порчу здесь все еще живы — муай тай пропитан суевериями и магическими ритуалами, пришедшими из глубины веков. Кроме того, каждой схватке предшествуют традиционные молитва и танец – уай кру и рам муай. Поначалу смотрится любопытно, но, учитывая, что за один вечер количество боев порой равняется десятку, вращающие по несколько минут в разные стороны руками боксеры с ритуальной веревкой монгкон на голове довольно быстро утомляют.
Детская жестокость
У ринга «Лумпини» стоит инвалидная коляска. На случай, если кто-то из бойцов не сумеет самостоятельно отправиться в раздевалку. Или же в больницу. Тайский бокс — жестокий спорт.
Травмы в тайском боксе дело обыденное, а нокауты — не редкость. Причем одели тайцев в перчатки только в начале ХХ века — до этого они выясняли отношения, обмотав руки в конскую кожу. Кроме того, раньше разрешались удары головой и даже в пах. Впрочем, и сейчас правила весьма и весьма жесткие. В «Лумпини» (в отличие, к примеру, от чемпионата Москвы по муай тай) дерутся без защитных шлемов и щитков.
Без амуниции сражаются даже дети, которые также участвуют в соревнованиях.
Бои самых «маленьких» обычно завершают программу вечера. Причем поединки 15-летних пацанов в зрелищности частенько ничуть не уступают взрослым, а порой и превосходят. Увы, случается, что малолетние боксеры покидают ринг, пользуясь посторонней помощью, а затем, усевшись в зловещую инвалидку, отправляются в подтрибунные помещения...
Герои нации
У каждого стадиона (в Бангкоке помимо «Лумпини» таковых немало. Самые известные: «Ратчадамнен», «Омнои» и «Ассавиндам») есть свои чемпионы. Разумеется, в каждой весовой категории — от наилегчайшей до тяжелой. В «Лумпини» фотографии боксеров-чемпионов висят над билетной кассой. Имена для человека русскоговорящего труднопроизносимы. К примеру: Сайок Пумпанмеунг, Конгфар Оуддонмеунг, Еакмонгкон Кайянгхадовджим.
Существуют еще и коммерческие боксерские мероприятия, спонсируемые за счет торговых центров и различных корпораций. Уровень боксеров на них похуже, нежели в «Лумпини», но зато состав участников более многонационален.
В «Лумпини» европеец, японец, китаец или даже сосед-кхмер – гость редкий. Тем не менее, такие известные мастера голландского кикбоксинга как Раймон Деккерс и Роб Каман в свое время проходили «обкатку» именно здесь. Иногда в «Лумпини» выступают и россияне.
<3>
Кто же главный герой тайского бокса всех времен? Однозначно ответить сложно. Можно назвать двоих: одного — полулегендарного, а другого – современного.
Най Кханом Тхом в 1774 году попал в плен к бирманцам и принял участие в соревнованиях между бирманскими и тайскими мастерами кулачного боя. Тхом победил десятерых «врагов», получил свободу и вернулся домой, в Сиам. Отныне каждый год 17 марта тайцы в его честь отмечают праздник с интригующим названием Боксерская ночь.
Герой наших дней – покоритель женских сердец Буакав Пор Прамук, на вид смазливый мальчишка, на ринге – тигр. Выступает, правда, Буакав не в Таиланде, а в Японии, где защищает честь своей страны (и, разумеется, короля Пумипона) в знаменитой кикбоксерской серии К-1. В этом году Пор Прамук провел восемь боев и во всех выиграл. К слову, свою первую по-настоящему значимую победу Буакав одержал именно в «Лумпини», в декабре 2002 года заняв первое место на турнире Toyota Marathon.
Делайте ставки, господа
«Лумпини» — одно из немногих мест в Таиланде, где официально разрешен тотализатор. А тайцы, несмотря на всю свою непроницаемость, азартны до безобразия. «Кто ставит на Боненгскака?! А на Ситтисака есть желающие?!», — словно маклеры на Уолл-Стрит зазывают болельщиков, желающих сорвать «большой куш», солидные мужчины, местные «тотализаторные» авторитеты. Технология ставки проста – достаточно поднять руку, и ты уже в «игре». Букмекерский бизнес в том виде, в каком его привыкли видеть жители России, здесь совершенно не развит.
Желающих поставить деньги много. Особенно если бой без явного фаворита, когда шанс выиграть действительно приличную сумму особенно велик.
Порой дело доходит до драк. То «маклер» что-то недодал, то, наоборот, не принял ставку.
«Фарангов», (то есть, иностранцев), собравшихся посмотреть на тайских боксеров, о буйных фанатах-игроманах распространители билетов предупреждают заранее. Мол, идите-ка вы ребята в партер, на трибунах могут и по голове на эмоциях заехать.
Коммерция под покровом армии
Официально «Лумпини» находится во владении Королевской армии Таиланда. Читай — стадион ЦСКА.
Средства, вырученные от продажи билетов, идут на финансирование различных департаментов тайской армии.
Что ж, тайский бокс изначально задумывался как секретное оружие тайцев в многочисленных войнах с монами и бирманцами (у них, к слову, есть свое не менее жестокое боевое искусство), а в вышеупомянутой боксерской молитве уай кру есть слова о врагах и победе, так что привязка «Лумпини» к армии удивления, конечно, вызывать не должно.
Стоимость билетов варьируется от 200 до 2000 бат (иностранцу купить «тикет» меньше, чем за 1000 бат нереально. Один бат равен одному российскому рублю).
По меркам Таиланда, где бутылка минералки стоит семь рублей, а номер в гестхаусе неподалеку от Королевского дворца семь долларов, поход на муай тай – удовольствие не из дешевых.
Однако «Лумпини» живет отнюдь не только и не столько за счет продажи билетов. Во-первых, это реклама. Главный спонсор боев — пивоваренная компания Chang. Во-вторых, продажа амуниции для занятий тайским боксом. В самом «Лумпини» около четырех спортивных магазинов, в соседних домах – еще примерно столько же. В-третьих – выручка от продажи продуктов питания. Кроме того, у западноевропейских туристов большой популярностью пользуется всякого рода мерчендайзинг. Растатуированные бритоголовые громилы с удовольствием покупают брутальные футболки «Muay Thai The King Of Boxing».