Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Формуле-1» стоит ориентироваться на американские серии»

Эксперт «Газеты.Ru» Борис Шульмейстер подводит итоги сезона-2011 «Формулы-1»

Возможный разрыв отношений между Виталием Петровым и «Лотус-Рено» не станет концом света, считает эксперт «Газеты.Ru» Борис Шульмейстер. Подводя итоги сезона, он заявил, что «Формуле-1» стоит перенять опыт американских гоночных серий, где идут по пути стандартизации модификаций.

Подводить итоги сезона надо начинать с Себастьяна Феттеля, который на протяжении всего года не дал усомниться в своем преимуществе и по праву стал сильнейшим гонщиком. Но в первую очередь, абстрагировавшись от всех преимуществ немецкого пилота, хотелось бы отметить одно его сильнейшее качество – этот человек умеет собирать быстрейшие круги.

Дело в том, что гоночное колесо работает неравномерно. Чем дольше покрышка катится, тем хуже она работает. Поэтому основная задача пилота, когда он пытается показать быстрейшее время, это прогреть резину на разогревочном круге и выжать из нее максимум во время квалификационного круга. Феттель – единственный пилот, который умеет выжимать максимум из этой процедуры от гонки к гонке.

В Бразилии, только подумайте, немец выиграл свой 15-й «поул» в сезоне!

Конечно, возникает вопрос, надолго ли Феттель сел на пьедестал «Формулы-1» и не возникнет ли ситуации, при которой боссов гонок будет не устраивать тотальное доминирование одного спортсмена, как это было несколько лет назад, когда долгое время боролись против «Феррари» и Михаэля Шумахера, которого в конце концов «ушли». Но ответить на него определенно действительно сложно, хотя рассуждать, конечно, интересно. Тем не менее делать этого не рискну, поскольку истинные механизмы «Формулы-1» мне неизвестны.

Если говорить в целом об интересе гонок с точки зрения зрительского интереса, то, разумеется, он вырос. Это произошло во многом благодаря мероприятиям, которые устраивает руководство. В частности, изменениям в техническом регламенте, которые направлены как раз на повышение зрелищности. Системы DRS и KERS работают не зря.

Кроме того, я бы пофантазировал на тему увеличения числа гонщиков по аналогии с американскими сериями. Думаю, было бы интересно видеть на старте не 25, а 45 машин. Хотя, конечно, это из области фантастики – в таком случае пришлось бы перестраивать все европейские автодромы. Но основным ресурсом повышения зрелищности я вижу выравнивание модификации болидов. В тех же самых американских гонках все модели практически идентичны, и любой пилот может претендовать как на подиум, так и на победу в чемпионате. Эталоном здесь являются даже гонки не с открытыми, а закрытыми колесами. К примеру, NASCAR, в календаре которого 36 гонок в году и три дивизиона, может похвастать потрясающей, напряженной борьбой. Помню, несколько лет назад, когда я комментировал гонки NASCAR, меня удивило, что один из гонщиков был дисквалифицирован за то, что его автомобиль оказался на несколько миллиметров ниже, чем у остальных. Там идет контроль не только за модификациями, но и за настройками автомобилей, благодаря чему на 90% машины идентичны. Именно из-за этого американские гонки такие интересные.

Считаю, что хотя бы часть этого опыта «Формуле-1» не помешала бы.

Не очень, конечно, понятно, как этот опыт перенести на «королевские гонки». Но, к примеру, в DTM сезона-2012 будут грандиозные изменения: возвращается третья марка, приходит BMW и одновременно с этим произойдут серьезные изменения техрегламента. Боюсь соврать, но порядка 40–50 узлов в новых автомобилях будут абсолютно идентичны. То есть там все равно останется простор для творчества, каждый завод сможет себя проявить, но в то же время огромное количество одинаковых узлов убивает сразу двух зайцев: повышает конкурентоспособность и снижает затраты каждого вновь пришедшего пилота. То есть это еще не монокласс, но уже что-то похожее. Вот по такому пути и надо идти «Формуле-1».

Конечно, это может быть связано с лимитированием, в частности, бюджета, против чего так агрессивно выступала «Феррари», угрожая даже покинуть «Формулу-1». Но я не думаю, что эти угрозы реальны, они метод давления. В любом случае без «Феррари», что бы ни думали в итальянской конюшне, «Формула-1» легко проживет. А вот «скудерия» без «Формулы-1» вряд ли.

Трехлетняя отлучка не могла не сказаться на Михаэле Шумахере, который, к сожалению, не смог вернуться на былые вершины.

Он, конечно, статистом не выглядит, но уже и не Красный барон, которого мы знали на протяжении семи звездных сезонов. И меня это, честно говоря, удивляет. Я был уверен, что он начнет быстро ехать в середине этого сезона. Будем надеяться, что он начнет бороться за призовые места в следующем году. Хотя тот факт, что он выглядит значительно слабее своего более молодого соперника по команде Нико Росберга, это звоночек. С другой стороны, Михаэль всем уже давно все доказал и, будучи фактически на пенсии, имеет полное право кататься в свое удовольствие.

Что касается Виталия Петрова, то сначала хотелось бы сказать о последнем Гран-при Бразилии. Меня, честно сказать, шокировал второй сегмент квалификации. Я видел, насколько россиянин был быстрее своего партнера по команде Бруно Сенны в первом сегменте, ожидал такого же пилотажа во втором, но в итоге он проиграл бразильцу чудовищно много. Таких чудес не бывает. Я не понимаю, в чем здесь проблема, и не могу объяснить такой провал. Может быть, он не смог собрать быстрый круг, но тогда возникает вопрос, почему новичок Сенна смог. Странная ситуация. Дальше в гонке он сделал что мог, ехал разумно и принес команде единственное очко.

Ну а в целом грустный сезон, который начался с мажорной ноты – третьего места в Гран-при Австралии.

Однако к Виталию, как к водителю, у меня претензий нет. Я недоволен командой. Уверен, что «Лотус-Рено» постоянно выбирал неправильную тактику. Кроме того, рядом с Петровым нет опытного и быстрого пилота, которым мог бы быть Роберт Кубица. Виталий еще не готов исполнять роль первого пилота.

Хочется надеяться, что в следующем сезоне Петров останется в команде, несмотря на слухи о возможном уходе. Если он уйдет на более быстрый автомобиль, это будет неплохо. Если же случится так, что россиянину придется пропустить один, а то и два сезона, это очень плохо. Ему придется начинать все с начала. С другой стороны, это не конец света. Есть много других российских пилотов, которые способны заполнить нишу, в которую Россия пробилась. Тот же Михаил Алешин, который будет не медленнее Виталия, а, может, даже быстрее.

Главным разочарованием сезона стал, наверное, Ник Хайдфельд. Немецкий пилот вернулся, бесславно выступил и ушел в небытие. А главными открытиями сезона назову двух пилотов «Сахары Форс Индии» Адриана Сутиля и Пола ди Риесту.

Подготовил Сергей Демидов.

Последние новости из мира «королевских автогонок», а также положение пилотов в чемпионате мира и команд в Кубке конструкторов можно узнать на странице «Формулы-1».

Новости и материалы
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Израильский министр пригрозил выходом из правительства Нетаньяху
Израиль сообщил об уничтожении около полусотни террористов в Рафахе
Губернатор Ленобласти опроверг атаку на нефтебазу в Выборге
На Украине рассказали о разочаровании Зеленского действиями Запада
В секторе Газа погибли 17 человек из-за удара Израиля
Офтальмолог рассказала, как защитить глаза от солнца
Назван показатель, в котором «Ванкувер» лучший во всей НХЛ
В Белгородской области после атаки беспилотника ВСУ загорелся храм
В Курской области сообщили об опасности атаки БПЛА
Все новости