Такой победе Карлсена, которая была достигнута за счет большего количества партий, выигранных черными, удивляться не стоит. Все-таки есть регламент турнира, который прописывает возможность победы при таких нюансах. Хотелось, чтобы результаты победителя соревнований были более весомыми, чтобы чемпион имел внушительный отрыв, но состав участников Мемориала Таля настолько силен, что ожидать безоговорочного преимущества одного из гроссмейстеров было тяжело.
Ждать игры на пределе от тех же, скажем, Ананда с Гельфандом было сложно. Оба не форсируют подготовку к битве за мировую корону в мае. В итоге индиец все свои матчи сыграл вничью, не проявляя особого энтузиазма и фактически самоустранившись от активной борьбы. Старается выйти на пик формы к маю следующего года и Борис, который старался избежать борьбы и, в частности, не выдержал ее в партии с Сергеем Карякиным.
В итоге прогноз, что не все участники турнира сыграют в полную силу, подтвердился.
Единственный, по моему мнению, кто провел соревнование с полной выкладкой, это его победитель. Норвежец не боялся рисковать на протяжении всего турнира и заслуженно победил. Считаю, что если раньше его переоценивали, то сейчас он доказывает, что в будущем может стать чемпионом мира.
Можно похвалить и Левона Ароняна, который провел качественный и грамотный турнир. Не так часто он проходит соревнование, что называется, на одном дыхании, ровно. В этой связи его предпоследняя партия против Петра Свидлера стала лучшей на Мемориале с точки зрения замысла, борьбы, уровня сопротивляемости.
Если говорить о наших гроссмейстерах, то я вижу потенциал у Сергея Карякина, Яна Непомнящего и Александра Грищука. По возрасту они все еще могут прибавить, чтобы бороться с Карлсеном, Ароняном, Анандом. Не могу того же, к сожалению, сказать про Крамника. Володя в недавних интервью давал понять, что склонен к тому, чтобы заканчивать свои выступления.
Его главная беда, на мой взгляд, в том, что он потерял шахматную среду.
Имею в виду отсутствие постоянного ощущения соревновательности, нехватку спортивной злости, заряженности на борьбу. К примеру, на Ароняна работает вся шахматная Армения, да и он своими результатами говорит «спасибо» своей стране. У Крамника, проживающего за границей, такой связи с родиной нет, он от нее оторван.
Что касается финального матча за женскую мировую корону, то победа Хоу Ифань, сохранившей чемпионский титул, закономерна. Я говорил, что ее соперница – индийка Хампи Конеру – может победить, если покажет в 10 партиях чего-то особенное. Начало матча было интересным – Конеру удивляла дебютами, но ничего из этого выжать не смогла. Китаянка смогла нейтрализовать позиции, выгодные сопернице, и выиграла, не показав всего потенциала, вполсилы. Отмечу, что у нее блестящие перспективы, и я только хотел бы спросить, на каком уровне в этом случае находятся наши шахматистки. Ведь, чтобы конкурировать с одной только Ифань, нужно серьезно прибавлять.
Подготовил Рустам Шарафутдинов
Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.