Женщины выступили, как и должны были. На сегодняшний день они первые в Европе и подтвердили свой статус. Хотя, как мне показалось, россиянки не так легко, как в прошлый раз, завоевали первое место. Нашим девочкам надо прибавлять. Все-таки, во-первых, нам надо подтянуться, чтобы обыгрывать китаянок. Во-вторых, нам нужно расти, потому что другие команды тоже прогрессируют. Главное, что у наст есть команда, результат и хороший тренерский штаб.
Мужчины, к сожалению, в очередной раз не оправдали ожиданий. Это произошло потому, что тот разговор, который должен был состояться еще после чемпионата мира, решили отложить. Но теперь он должен произойти, причем, не ради галочки. Надо провести тщательный анализ. В первую очередь надо понять, что мы хотим от сборной России, как с ней работать и кто с ней будет работать.
Эти вопросы были актуальным как три года назад, так и сейчас. С тех пор ничего не изменилось.
Меньше всего в данном случае должно быть претензий к шахматистам. Они – люди рабочие: приехали и сыграли. А задача тренеров – подвести игроков к главным стартам в оптимальной форме.
Если на протяжении уже не первого турнира мы иногда даже не попадаем в тройку (а ведь сборная России является фаворитом каждого турнира), то это заставляет очень серьезно задуматься. Но никто не хочет серьезно подумать и разобраться. Еще раз повторюсь, надо провести разговор — если, конечно, мы хотим побеждать. А если для нас главное – участие, то можно жить так и дальше и ждать, когда мы попадем пальцем в небо. Возможно, когда-нибудь это произойдет.
Говоря о председателе правления РШФ Илье Левитове, следует отметить, что у нас заявлена определенная политика. Левитов четко обозначил свои функции и, с моей точки зрения, он справляется с ними. Илья заявил, что он менеджер и, главное, своей задачей считает справедливое распределение денег. Это типичная функция руководителя в любой компании. Им нужно вкладывать деньги в те направления, которые обозначены руководством (в нашем случае, наблюдательным советом). С этой точки зрения предъявить претензий ему невозможно. Но появляется огромное количество нюансов, которые, как мы знаем, определяют специфику того или иного дела. И здесь Илье, конечно, приходится трудно. Ведь он не шахматист и вынужден ориентироваться в тех или иных решениях на мнения своих советников, помощников. В связи с этим возникает проблема, поскольку он принимает решения по тем вопросам, в которых некомпетентен.
Со сборной должны заниматься не случайные люди, а истинные профессионалы, которые смогут показывать результат на протяжении какого-то периода. Согласитесь, это же ненормально, когда мы имеем под рукой лучших шахматистов, и уже какой год ничего не можем из них выжать. К кому претензии? К игрокам? Нет, ведь они добиваются хороших результатов на своих турнирах. Конечно, можно сказать, что первое лицо ответственно за все, но это шаблон.
Шахматы – это такой же вид спорта, как и все остальные. Поэтому аксиома «выигрывают игроки, а проигрывает тренер» абсолютно актуальна и для нас.
Правда, в данной ситуации сложно было чего-то ожидать от нынешнего тренерского состава, который был назначен буквально месяц назад.
Задача тренера – подвести игроков к соревнованию в оптимальной форме. Именно за это тренер должен отвечать. А у нас процесс построен по философии «как карта ляжет». Это вина тренеров, но ни тех, которые недавно возглавили сборную.
Хочу отметить, что успешны те организации, где существует сплав современного менеджмента и профессионализма.
Понятно, что почти каждый себя считает профессионалом. Но, например, если человек занимался шахматами или является специалистом в судейских делах, то нельзя с уверенностью говорить, что он также разбирается в тренерской работе или еще в чем-то. Однако, к сожалению, у нас априори считается, что если человек хорошо разбирается в какой-то области шахмат, то он силен и в другой области. Это в корне неправильно, и результаты нашей мужской команды это доказывают. Знаете, у нас в сборной сложился такой стереотип – хороший шахматист будет отличным тренером. Да, конечно, игрок может стать хорошим тренеров, но это не факт. Не случайно в прогрессирующих командах работают настоящие профессионалы.
Я не согласен с тезисом о том, что у нас нет талантливой молодежи. Соглашусь лишь с тем, что этой проблемой надо заниматься в рамках сборной России. У нас просто есть проблемы в мотивации 12-14-летних ребят для занятия профессиональными шахматами. А таланты у нас есть. Например, Сергей Каряки. Он, несмотря на то, что сменил гражданство, является нашим спортсменом. Есть талантливые ребята 15-16 лет, которые могут выстрелить. Правда, для того чтобы понять, может ли шахматист претендовать на самые высокие места, нужно, чтобы ему исполнилось как минимум 20 лет, когда практически окончательно формируется нервная система. Сейчас даже никто не сможет ответить на вопрос о том, будет ли Карякин чемпионом мира. Именно проблемы с нервной системой не позволяют ему решать какие-то вопросы. По меньшей мере, у нас сейчас две задачи.
Во-первых, вернуть лидерство в командных соревнованиях. И, во-вторых, вернуть звание чемпиона мира.
Еще неизвестно, что важнее. И вот эти две задачи в рамках института сборной России могли бы быть решены.
На следующей неделе стартует Мемориал Таля. Турнир просто классный. Обязательно его посмотрю. Возможно, шахматистам, которые участвовали на чемпионате Европы, поначалу будет немного легче. Все-таки они находятся в тонусе, а перерыв между турнирами небольшой. Можно сказать, что для них первые туры станут своеобразным продолжением европейского первенства. Однако затем у них может произойти спад, поскольку шахматист, в среднем, может отыграть порядка 13-ти туров.
Вскоре состоится серия за женскую мировую шахматную корону, в которой сойдутся китаянка Хоу Ифань и Хумпи Конеру из Индии. Я видел обеих спортсменок. Китаянка, признаться, впечатляет. Но и Конеру, понятное дело, не из легких соперников. Если она покажет свою лучшую игру, которую она демонстрирует временами, то, наверное, она на равных сыграет с соперницей. В противном случае преимущество китаянки будет неоспоримым. Хочу отметить, что последние турниры показали, что китаянки находятся в превосходной форме. Они играют отлично, в мужские шахматы и поэтому с ними очень трудно конкурировать.
Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.