Президент FIA Жан Тодт, посетив с официальным визитом российскую столицу, рассказал о перспективах развития автоспорта в нашей стране, поделился своим мнением относительно выступлений Виталия Петрова, а также рассказал о работе по проведению Гран-при России в Сочи в 2014 году.
— Ваш визит в Россию означает интерес к нашей стране. Стране, где через три года должен состояться этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1». Довольны ли вы тем, как Россия готовится к этому событию?
— Главной целью моего визита было празднование 75-летия вашей службы безопасности дорожного движения. Россия является важным членом FIA, и я остался доволен встречей с представителями вашей спортивной федерации, чиновниками и представителями правительства.
При этом Россия — страна, которая развивается очень динамично. Страна, в которой ко всему подходят с энтузиазмом. Россия имеет в «Формуле-1» пилота, владельца команды и конструктора. К тому же, у вас есть талантливые пилоты в ралли. Я видел трассы, которые строятся в вашей стране, вижу мощных спонсоров — нефтяные и газовые компании, — которые готовы помогать автоспорту. Думаю, все это поможет в 2014 году провести этап чемпионата мира по «Формуле-1» в Сочи. Однако сейчас российское правительство ведет переговоры с обладателем коммерческих прав «Формулы-1» Берни Экклстоуном. FIA включится в эту работу позже, когда трасса уже будет построена и представлена, когда придет время ее омологации. Но мы рады видеть развитие автоспорта в России уже сейчас.
— Что скажете по поводу старой проблемы «Формулы-1» с двигателями, решение по которым было принято накануне…
— Проблема старая, но решение-то новое. Доволен ли я найденным компромиссом? Ну, если бы я не был доволен, то такое решение не было бы принято. Мир меняется, мы уже говорим об электромобилях, об автомобилях, работающих на водороде, о рекуперации энергии. Это вносит существенные изменения многих отраслей автоспорта, являющихся частью FIA. Решение по двигателям было важным, и мы очень счастливы, что нам удалось убедить всех перейти на двигатели V6 (моторы объемом 1,6 литра с турдонаддувом и системой KERS).
— А насколько велика была необходимость внесения изменений в регламент проведения нынешнего чемпионата «Формулы-1»? Не боитесь ли вы, что так утратится дух спортивной борьбы?
— Задача FIA — регулирование правил соревнований. Умные инженеры могут по-своему интерпретировать правила, делая свои машины, по существу, противоречащими регламенту. Так произошло и сейчас — команды совершенствовали болиды на протяжении сезона, делая их нелегальными.
На мой взгляд, лучше изменить правила, чем наказывать команды за их нарушения.
— Многие считают, что это было сделано из-за того, что «Ред Булл» имеет слишком большое преимущество над остальными участниками чемпионата…
— Это все глупости. Моя задача как президента FIA сделать так, чтобы все команды уважали правила. Будь это «Ред Булл», «Мерседес», «Феррари» или «Маруся-Верджин». И последние гонки показали, что интерпретация старых правил разными командами сделала их машины не соответствующими этим самым правилам. Вот почему решение было принято в середине сезона.
— Не беспокоитесь ли вы за будущее автоспорта, учитывая слухи по созданию различных альтернативных серий и прочее?
— Ну, вообще-то, это ваша работа. Вы же все отслеживаете, читаете интернет каждый день. Вы понимаете, что тут никак нельзя избежать различных спекуляций. Что до меня, я уверен в своей деятельности. То, что все команды поддержали переход на моторы V6, означает, что они по-прежнему готовы участвовать в чемпионате «Формулы-1» под эгидой FIA. «Формула-1» — это огромное количество различных соглашений и договоренностей. Если сроки этих соглашений подходят к концу, значит, нужно вновь вступать в переговоры. Этот чемпионат очень силен, очень интересен, к тому же, постоянно развивается. Мы говорили с вами о Гран-при России. В прошлом году гонка впервые прошла в Корее, в этом году состоится индийский этап. Это здорово, и я с оптимизмом смотрю на перспективы «Формулы-1» в ближайшие лет десять.
— Не скучаете ли вы по вашей работе в «Феррари»?
— Я люблю автомобили и все, что с ними связано. У меня были успехи в различных видах автоспорта, прежде чем я был избран главой FIA. Я счастлив, что могу встречаться с высокопоставленными лицами разных стран, — а в FIA входят 140 государств — и обсуждать различные проблемы. Сегодня это проблемы российские, завтра — американские…
Я рад, что могу внести свой вклад в развитие автоспорта в каждой стране и помочь развитию автомобильной отрасли.
— Что можете сказать о выступлении в нынешнем сезоне Виталия Петрова? Прогрессирует ли россиянин?
— Так я вижу то же, что и вы. Я как и вы смотрю телевизор. Считаю, что Петров очень хорошо делает свою работу. Он добился большого прогресса в квалификации. Виталий еще не до конца реализовал свой потенциал, но то, что после инцидента с Робертом Кубицей ему в команде уделяется больше внимания, играет ему на руку. В мир «Формулы-1» пришел сильный русский гонщик, и, я надеюсь, он поспособствует популяризации этого вида спорта, а также программы FIA по обеспечению безопасности на дорогах, особенно, в вашей стране.
— Можем ли мы ждать от Виталия еще большего прогресса?
— Конечно, он молодой талантливый мотивированный парень. Каждое утро, просыпаясь, мы должны стремиться вечером лечь в постель, за день став чуть лучше. Без этого никак.
— После Гран-при Европы Льюис Хэмилтон сказал, что борьба за титул уже закончена…
— Это лишь мнение Льюиса. Пока у других пилотов еще есть математические шансы на победу, чемпионат не закончен. Мы много раз видели, как лидирующий в Гран-при пилот за 50 метров до финиша останавливался или вылетал. Это спорт, это гонки — тут всякое может случиться.
Последние новости из мира «королевских автогонок», а также положение пилотов в чемпионате мира и команд в Кубке конструкторов можно узнать на странице «Формулы-1».