В понедельник Зинэтула Билялетдинов был официально назначен на пост главного тренера сборной России, подписав контракт с Федерацией хоккея России (ФХР) до 1 марта 2014 года. Таким образом, именно бывший наставник «Ак Барса» будет отвечать за подготовку национальной команды к Олимпийским играм в Сочи. После торжественной церемонии заключения соглашения, которая состоялась в конференц-зале БСА «Лужники», новый рулевой сборной, а также президент ФХР Владислав Третьяк ответили на вопросы журналистов.
— Расскажите о специальной программе, которую ФХР подготовил для нового главного тренера сборной.
Зинэтула Билялетдинов: Пока что я с ней не ознакомился. Но сейчас у меня будет достаточно времени, чтобы внимательно рассмотреть эту программу.
— Кто будет генеральным менеджером национальной команды?
Владислав Третьяк: У нас, в отличие от сборной Канады и НХЛ, где генеральный менеджер занимается отбором игроков, другая система. За состав отвечает главный тренер команды, в то время как остальные вопросы мы уже будем решать совместно. К этому хотел бы добавить, что в ближайшее время мы собираемся посетить Сочи, посмотреть на строительство стадиона и при этом высказать некоторые пожелания. В частности, это будет касаться организации нашей раздевалки. Мы хотим, чтобы она отличалась от своих аналогов.
— Зинэтула Хайдарович, расскажите о том, что вы собираетесь сделать в первую очередь в качестве главного тренера сборной?
З.Б.: В ближайшее время планирую определиться с тренерским штабом команды, встретиться с кандидатами.
Правда, могу сказать, что тренер вратарей уже известен, однако называть его имени пока не буду.
Со временем все узнаете. В дальнейшем хотелось бы провести собрание с наставниками клубов КХЛ, ну а затем уже сосредоточусь на турнирах, в которых участвуют наши хоккеисты. Конечно же, буду разговаривать с игроками. Пока план работы таков.
— Вы будете сами ездить по городам для просмотра матчей КХЛ, либо же вам кто-то будет помогать в этом?
— У нас будет создана специальная скаутская группа, в обязанности которой войдет отслеживание игр с кандидатами в сборную. Наш скаут будет и в НХЛ. Но, конечно, я и сам буду посещать матчи.
— Тренерский штаб будет состоять исключительно из отечественных тренеров? Не рассматриваете ли вы кандидатуру Милоша Ржиги?
З.Б.: Да, в сборной будут работать только российские специалисты. Привлечем и тех, кто ранее выступал в НХЛ. Уверяю вас, что в национальной команде будут хорошие тренеры (улыбается).
— Тренировать клуб и сборную — две совершенно разные вещи...
З.Б.: Конечно, в сборной мне не удастся проводить так много тренировок и собраний с хоккеистами, как в «Ак Барсе». Работа тренера заключается в том, чтобы всегда находиться в контакте со своими хоккеистами, а в сборной это будет сделать достаточно сложно. Но я постараюсь найти пути к тому, чтобы с этим не возникло проблем. Уж поверьте, если я принял решение возглавить национальную команду, то, безусловно, заинтересован в этом.
— Владислав Александрович, стоят ли перед сборной конкретные задачи?
В.Т.: В контракте по этому поводу ничего не прописано. Однако каждый понимает, что чемпионаты мира — это этапы подготовки к Олимпийским играм.
А такая великая хоккейная держава, как Россия, просто не имеет права плохо выступать на мировых первенствах.
Мы всегда ставим самые высокие задачи. Конечно, наша главная цель — победа на Олимпиаде, но и, так сказать, промежуточные турниры тоже очень важны.
Если же говорить об омоложении состава, то на данный момент у нас нет таких звезд, как Харламов и Мальцев, которые уже в 18 лет ворвались в первую сборную и при этом давали результат. К сожалению, мы до недавних пор утратили чувство победы, веру в свои силы, нас перестали бояться. И в этой связи нужно отдать должное Быкову и Захаркину, при которых наша команда вновь начала побеждать. Два золота чемпионатов мира, одно серебро — на мой взгляд, это достойные показатели.
— Если уж пошел разговор о Быкове и Захаркине, не собирались ли вы включить этих специалистов в тренерский штаб?
З.Б.: Честно говоря, думал об этом.
Но не думаю, что из этой идеи что-то получится, поэтому разговора по поводу их возвращения в сборную не было.
Я понимаю их нынешнее состояние.
— Стоит ли на грядущем чемпионате мира провести эксперимент?
З.Б.: Что касается экспериментов, то здесь стоит быть очень осторожным. Нужно понять, кто из молодых хоккеистов действительно сможет усилить команду, ведь на чемпионате мира перед нами будет стоять максимальная задача — победа. Тем не менее молодежь необходимо привлекать к составу.
— Сильно ли будет расширен тренерский штаб?
З.Б.: Два тренера будут работать вместе со мной, а двое других — во второй команде. Таким образом, на чемпионате мира в нашем штабе будут пять человек, а может быть, даже больше.
— В 2004 году вы руководили игрой сборной России на Кубке мира, в котором приняли участие все лучшие хоккеисты планеты. Поможет вам этот опыт работы на Олимпиаде?
З.Б.: Ну все-таки опыт я тогда приобрел совсем небольшой, но тем не менее в дальнейшем он мне пригодился.
— В одном из интервью вы сказали, что не могли отказаться от предложения стать главным тренером сборной России, так как этот вопрос решался на уровне Владимира Путина...
З.Б.: Ну, тогда немного преувеличили. Однако не буду скрывать, разговор с руководством страны действительно был.
Конечно, решение покинуть «Ак Барс» и возглавить сборную далось мне нелегко.
Все же уйти из команды, в которой ты так долго работал, не так-то и просто. Этот вопрос я обсуждал и с руководством республики — мне разъяснили ситуацию, и вот теперь я в сборной. Расставаться никому не хотелось, однако надо понимать, что нашей команде предстоит выступление на домашней Олимпиаде. К тому же у меня достаточно времени, чтобы подготовить сильный коллектив к Играм. Признаться, я рассматривал вариант совмещения постов, но все же решил отказаться от него.
— Уже знаете, вокруг каких хоккеистов вы будете строить сборную?
З.Б.: По этому поводу ничего не хочу говорить. Но тот состав, который есть на данный момент, неплохой. Уже в работе пойму, стоит ли вносить какие-либо коррективы или нет.
— Сложно ли вам будет работать вместе с Сергеем Зиновьевым, с которым у вас был конфликт?
З.Б.: Зря вы вспоминаете негативные моменты. Поверьте, никакого конфликта у нас не было. Ну а наши несогласия ни о чем не говорят.
Персон нон-грата в сборной не будет.
Еще неизвестно, отпустит ли НХЛ своих игроков на Олимпиаду...
В.Т.: Во время Олимпийских игр в Ванкувере к телеэкранам была прикована вся Северная Америка. Олимпиада — это настоящий праздник хоккея, и, насколько я знаю, энхаэловцы очень хотят принять участие в предстоящих Играх. Надеюсь, разум восторжествует и мы увидим их в Сочи. Ну а в противном случае нам придется формировать команду исключительно из тех хоккеистов, которые выступают в КХЛ. Впрочем, пока еще ничего не известно и сложно делать какие-либо предположения на этот счет.
— Однако большое количество в составе игроков из-за океана далеко не всегда приносит результат. Как будете искать оптимальный баланс между хоккеистами из КХЛ и НХЛ?
З.Б.: Как искать... Кто будет рваться в бой, выполнять все требования, тот и будет играть.
Другие материалы можно посмотреть на странице сборной России по хоккею.