Поражение команды, идущей на третьем месте, от четвертой в украинском первом дивизионе, не стало бы событием на футбольных просторах бывшего Союза, если бы рулевым «Закарпатья» не был Игорь Гамула. Колоритнейший персонаж отечественного футбола, высказывания которого затмили и лучшие образцы Валерия Овчинникова (об осевшем в Таллине Бормане уже забывать стали), и интеллектуальные шедевры Анатолия Бышовца, и «дураковины» Властимила Петржелы, и хорошие шутки Лучано Спаллетти в хорошем переводе с итальянского.
«Эх, какой мог из него получиться игрок! – сокрушался в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Герман Зонин, тренировавший ростовский СКА в начале 80-х. – По таланту равных не было. Так ведь и свой губил в компании девочек и бутылок, да еще и Сашку Заварова сбивал с пути истинного».
Кандидат педагогических наук Зонин любит вспоминать, как однажды не спал полночи, чтобы подкараулить возвращавшихся с романтической встречи ходоков. Подкараулил все-таки, когда те лезли через окно. «Заварову-то ничего, он на следующий день в сборную уехал, а меня в казарму откомандировали, — вспоминал тот же эпизод Гамула. — Два дня на кухне провел. На тренировках у Зонина легче было».
С чувством юмора у Игоря уже тогда все было в полном порядке.
По-настоящему же он развернулся, когда волею судеб оказался во главе новороссийского «Черноморца». Игру команды можно было не смотреть. Главное действо разворачивалось на пресс-конференциях. Гамула использовал все многообразие нашего великого и могучего, из-за чего не все его высказывания могли быть переданы посредством печатного слова. Сейчас у него вообще могут возникнуть большие проблемы с соблюдением Кодекса чести российского футбола. Зато публика была в полном восторге, начиная с одного из первых высказываний Гамулы о качестве поля, на котором до футболистов поработали кроты. Проблеме арен он уделил внимание и в ранге главного тренера «Закарпатья».
«Я мог бы спокойно остаться в центре поля, пресс-конференция прошла бы без меня, — очень серьезно прокомментировал как-то состояние арены рулевой ужгородской команды. — Потом пришлось бы вызывать трактор. Мои ботинки до сих пор на поле остались».
С первых дней работы главным тренером Василич, как его уважительно называли футболисты, находил общий язык даже с легионерами. Рецепт общения был прост: «Мы Гоблина на должность переводчика взяли. Бразилец мне два предложения на литературном португальском, а Гоблин – десять отборными ямбом и хореем. Зато я понимаю, что хочет бразильский паренек, какие мысли у него в голове».
Дух бразильского футбола в своей команде рулевой закреплял тремя жбанами «Очаковского крепкого».
Во времена Гамулы-игрока этого хватило бы только на разминку, но бразильцам было в самый раз. Заработав репутацию тренера, с которым не скучно, и который иногда дает результат, Гамула подался в Латвию.
«Когда «Даугаву» впервые увидел, мне плакать захотелось, — делился воспоминаниями о работе в Риге ставший тренер. — Встряхнул команду, в 18 матчах набрал 30 очей. На заключительном банкете подошли болгарин и литовец, русского языка которых хватило на одну фразу: «Тренер, я тебя люблю». Количество и качество потребленных к тому времени напитков Гамула не уточнил.
Не уронив своей высокой репутации в прибалтийской республике и не пополнив свой словарный запас латвийскими выражениями (для общения в Риге и Даугавпилсе хватало гамуловского русского), легендарный рулевой получил приглашение в Закарпатье. Первый же спич Гамулы вызвал бурю восторга. «Задачу мне поставили простую — удержаться в высшем дивизионе, — поведал новый рулевой «Закарпатья». — Буду ездить в гости к Газзаеву, очки у него отбирать».
Ужгород уроженца русскоязычной Луганщины не удивил. «Местные жители в большинстве своем говорят по-украински, — делился впечатлениями главный тренер «Закарпатья». — Так и я на нем могу. Никаких проблем с адаптацией не испытал. Это же не Лондон для Павлюченко!»
Ничем не удивил Гамулу и уровень украинского чемпионата.
Болельщикам он всегда сочувствовал. «Люди заплатили 20 гривен, хотели посмотреть футбол, поболеть за свою команду, после матча спокойно выпить свои 150 грамм, — изложил чаяния простого народа Украины тренер. — А приходится с горя напиваться. Да еще дома от жены по башке получать».
В украинской премьер-лиге стало скучно, когда «Закарпатье» с Гамулой вылетело в первый дивизион. Главный тренер ужгородской команды спокойно воспринял понижение в классе. «Мною «Милан» интересовался, но пока решил остаться в Ужгороде», — прокомментировал слухи о своей отставке рулевой закарпатской команды.
Гамула был полон творческих планов, в декабре сдал в Москве экзамен на лицензию Pro. Свободного времени у него почти не оставалось. «Что-то я в последнее время сижу и думаю: что бы такое почитать? — поведал в недавнем интервью легендарный персонаж отечественного футбола. — Читать-то некогда. Потом придется, на кладбище».
В общем, смело можно сказать, что украинский футбол понес невосполнимую утрату.
Читая высказывания Гамулы и особенно слушая их в первоисточнике даже с характерным пиканьем, многие задаются вопросом, почему этот человек до сих пор не составляет конкуренцию на эстраде Задорнову и Петросяну? Все дело в том, что без ауры, в которой существует российский, украинский и латвийский футбол, высказывания экс-рулевого «Закарпатья» не будут производить такого впечатления.
Право, руководителям российских клубов стоит задуматься о приглашении Гамулы. Очки и так взять можно, а вот яркое шоу этот человек обеспечит. Можно будет даже продавать билеты не только на трибуны, но и на пресс-конференции.
Другие новости, подробности матчей и положение команд в турнирной таблице можно посмотреть на странице чемпионата Украины.