Член правления Союза биатлонистов России (СБР), двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев в интервью «Газете.Ru» подвел итоги завершившегося в воскресенье сезона. «Можно как угодно называть этот сезон, но, с моей точки зрения, серьезной катастрофы не произошло, — сказал Васильев. — Были неудачные выступления, которые ожидались. Все-таки в начале этого сезона правление СБР утвердило цель и направление развития биатлона. Мы прекрасно понимали, что поначалу эти изменения могут сказаться на результатах. Конечно, мы хотели, чтобы переход прошел более мягко и плавно, но не получилось. Но не стоит посыпать голову пеплом. Все-таки видно, что наши спортсмены обладают потенциалом и у нас есть неплохой резерв – Евгений Гараничев, Сергей Бочарников и Евгения Седова, которая выступила достойно на последнем этапе Кубка мира. Конечно, были допущены ряд ошибок. В этом сомнения никого нет. Мы проанализируем и устраним все оплошности. В связи с этим в следующем сезоне можно рассчитывать на гораздо лучшие результаты. Одним словом, у нас идет хороший рабочий процесс. Понятно, что болельщики недовольны, поскольку привыкли видеть наших спортсменов на пьедестале».
— Какие именно ошибки были допущены?
— Не стану вдаваться в подробности, поскольку для начала хотелось бы услышать мнение тренеров. Ведь одно дело смотреть со стороны, а другое – узнать и послушать специалистов, которые работали в команде и принимали решения.
Например, были допущены методические просчеты в плане подготовки к сезону в целом и к чемпионату мира.
В частности, спортсмены начали тренироваться не вовремя. Естественно, были допущены ошибки в организационном плане. Возможно, некоторым не стоило лететь в США для участия в этапе Кубка мира. Но, повторюсь, пока рано делать какие-то оргвыводы.
— Перед началом сезона глава СБР Михаил Прохоров поставил задачу увеличить скорость хода биатлонистов. Не боитесь, что спортсмены попросту не успеют перестроиться на новые рельсы до Сочи-2014?
— Мы просто обязаны перестроиться. Перед нами пример норвежцев, которые являются лидерами в скорости передвижения на лыжах и стрельбе. Правда, я не стал бы однозначно утверждать, что нам надо повышать скорострельность. Все-таки главное не в том, чтобы быстро стрелять и почти не прицеливаться, как это делал норвежец Тарьей Бё на этапах Кубка мира. Ведь цена выстрела велика. Посмотрите, на чемпионате мира норвежец уже не показывал ту сумасшедшую скорость и не делал неоправданные риски, как на этапах Кубка мира. Я выступаю за надежную стрельбу без потери лишнего времени на рубеже. Конечно, в этом компоненте у нас большой резерв. Мы понимаем, что отстаем и просто обязаны подтягиваться. В противном же случае нам не видать никаких медалей на Олимпийских играх 2014 года. Но у нас есть хорошие тренеры и методики для выполнения поставленной задачи. Все у нас есть! Другое дело, что порой мы отходим от проверенных, надежных методов подготовки и пытаемся найти нечто лучшее. А ведь известно, что лучшее – враг хорошего.
<1>
— Собирается ли СБР прибегать к практике приглашения лыжников?
— Такая практика у нас всегда была. Но достойных кандидатур пока не наблюдается. Ведь недостаточно хорошему лыжнику взять винтовку, чтобы стать хорошим биатлонистом. Все-таки не каждому дано так же хорошо стрелять, как и бегать. Лыжники – это один из источников, но не главный, где мы можем черпать кадры. Главный же – это детский спорт. И, конечно, надо готовить тренерские кадры. Ведь мы испытываем большую нехватку специалистов, которых, как говорил Прохоров, должны готовить ВУЗы.
— По словам Прохорова, в этом году наши биатлонисты проигрывают ходом только норвежцам, хотя в прошлом уступали и французам с австрийцами. Получается, что приглашение норвежского специалиста Кнут-Торе Берланда оправдало себя? Будет ли СБР продолжать практику приглашения иностранных специалистов, учитывая нехватку отечественных кадров?
— Я бы не сказал, что приход Кнут-Торе Берланда напрямую связан с улучшением хода. Говоря же о приглашении иностранного специалиста, то в этом плане мы смотрим прогрессивно. Если мы видим какие-то проблемы, и понимаем, что именно этот зарубежный специалист может нам помочь, то конечно пригласим его. Но все-таки основной, руководящей ролью должны заниматься наши специалисты.
— Какая гонка вас больше разочаровала?
— Конечно, разочаровала женская эстафета на чемпионате мира.
Не очень внятно выступили те, на кого больше всех рассчитывали — Анна Богалий-Титовец, Максим Чудов, от которого мы ожидали более выразительного выступления.
— Анатолий Хованцев и Владимир Драчев признались, что многие решения о том, кому куда ехать и что делать, принимались наверху, и СБР слушает не тренеров, а биатлонистов.
— Мне сложно на этот счет что-то сказать, поскольку не нахожусь в команде, и естественно не давал никаких указаний. А что значит «наверху»? Думаю, и Прохоров их тоже не давал, все-таки это сложно делать, находясь далеко от команды. Остается главный тренер Владимир Барнашов, но ему по должности положено это делать. Если говорится о гендиректоре Сергее Кущенко, то надо знать, какие именно указания давались. А заявлять о том, что все решения принимались наверху, думается, некорректно. Вряд ли это имеет общее с действительностью. Я же сторонник того, что за все должен отвечать один человек, поскольку известно с кого спрашивать.
<2>
— Какие положительные тенденции в нынешнем сезоне вы отметили?
— Главное, все поняли, что по-старому – система подготовки, управления, которая вышла на новый уровень — уже не будет. К сожалению, многие усмехнутся, заявив, что поменяли систему, а результаты упали. Но так всегда бывает в переходные периоды. К слову, хочу напомнить, что СБР – это не только сборная России, а большое количество федераций и детских школ, которые мы пытаемся реанимировать. В этом направлении была проделана большая работа. В частности, мы выявили наиболее активные федерации, спортивные школы, которые развивают биатлон в своих регионах. Этим школам и федерациям Прохоров закупил много инвентаря на сумму более $1 млн, тем самым дав им понять, что они не брошены. В дальнейшем мы будет развивать эту программу.
— Владимир Драчев посетовал, что перед нынешним сезоном молодежь неправильно тренировали, перегрузили скоростной работой, в результате чего те рано выдохлись.
— Мне сложно комментировать его слова. Я же не знаю, где он был с молодежкой, тренировался ли он с ней, видел ли, как ее подводят к стартам. У Володи есть свое мнение, которое заслуживает внимания и уважения, все-таки он добился много в своей карьере.
— Будет ли СБР уговаривать Ольгу Зайцеву продолжить карьеру?
— Во-первых, Зайцева уже заявила, что погорячилась и еще подумает над своим уходом. Во-вторых, думаю, что уговаривать неразумно, если человек что-то для себя решил и если не видит больше мотивации для прогресса или для сохранения планки. И если даже мы ее уговорим, то вряд ли она сможет выступать на прежнем уровне. И деньги в этом вопросе ничего не решают.
— А есть на подходе молодежь, способная заменить ушедших лидеров?
— А почему нет? Яркий тому пример – прошлогоднее выступление Жени Устюгова, которого никто не знал перед прошлым сезоном. А кто в прошлом году серьезно воспринимал Тарьея Бё?! И у нас есть те, кто могут достойно заменить ветеранов. И у меня нет даже тени сомнения, что к Сочи-2014 у нас соберется хорошая команда. В частности, на подходе у нас есть Евгений Гараничев Сергей Бочарников и Евгения Седова.
— Кого вы считаете открытием нынешнего сезона?
— Конечно же, это два победителя общего зачета – финка Кайса Мякяряйнен и Тарьей Бё. Можно также отметить немца Арнда Пайффера, который выстрелил в этом сезоне.
Подробно о новостях биатлона можно посмотреть на странице зимних видов спорта