И сделать это будет куда сложнее: здесь не помогут даже правительственные гарантии. После объявления Йозефа Блаттера Россия не стала футбольной страной. И придется провести гигантскую работу, причем ее результаты не купишь ни за какие деньги — и это главная проблема.
Победила Россия, к сожалению, не потому, что это великая страна и футбольная держава, а как раз наоборот. Но в наших силах использовать эту ситуацию для своего блага.
2 декабря 2010 года может стать поворотной датой в истории России. Страна получила шанс, который еще несколько лет назад не могла представить в самом радостном сне, подобном «сну мальчика Саши». Мир доверил нам проведение второго по значимости спортивного события, причем по масштабности оно превосходит зимние Олимпийские игры. Речь не о том, что «мы не можем подвести планету». Мы не должны подвести себя. И не просто модернизировать страну, а перевести ее на европейские рельсы. Попытаться избавиться от неверия в себя, поверить в возможность стать по-настоящему развитой страной, без коррупции и попыток нажиться на людском благе. Совершить прорыв, а не сделать все «как всегда».
Сегодня очень не хочется, чтобы правы были те, кто говорит, что больше будет украдено, чем сделано.
Задачи стоят глобальные, причем далеко не все были прописаны в Заявочной книге. Книга нужна была, чтобы исполком ФИФА удостоверился: необходимый минимум для проведения мирового первенства у России есть. Выбор исполкома в Цюрихе в пользу России обусловлен в первую очередь решением и дальше двигать футбол в те регионы, где, казалось, для него нет никаких условий. ФИФА выбрала свой путь, потому серьезные футбольные державы могут забыть про организацию чемпионата мира надолго. Выбор Катара, чья сборная никогда не играла в финальных турнирах мировых первенств, из той же серии. России очень повезло, что такая политика продолжается: только благодаря ей мы сумели опередить конкурентов. Правильная эта политика или нет — другой вопрос, но нам она принесла удачу, как раньше ЮАР и Бразилии. Различие лишь в том, что чемпионат мира-2018 пройдет в абсолютно нефутбольной стране. Потому что нельзя считать за критерий тот факт, что футбол — самый популярный в России вид спорта. Да это еще и довольно спорный вопрос, учитывая, что по количеству болельщиков на трибунах и у телевизоров футбол испытывает очень серьезную конкуренцию с хоккеем и биатлоном. Да, мы можем на матч с Азербайджаном собрать полные «Лужники» и выйти на улицы городов после выхода в полуфинал чемпионата Европы. Но футбол в жизни обычного россиянина занимает далеко не первое место: это только в анекдотах болельщик может говорить «я и «Динамо» больше тебя люблю». Возможно, и удастся совершить революцию в умах и заразить страну футболом.
Хотя бы теми же методами, при которых Сочи постепенно превращается в «мать городов русских».
Так что главное для государства — это не построить арены, аэропорты и нормальное железнодорожное сообщение между Уралом, Кубанью и Калининградом. С этим, учитывая мощные государственные гарантии (иначе бы нам, да и конкурентам никто бы не поверил), проблем быть не должно. Возникает вопрос: как заразить нацию футбольным бумом? Россия не стоит следующей в цепочке ЮАР – Бразилия, развивающихся стран, для которых, как и для нас, футбольный чемпионат мира должен стать или уже стал прорывом вперед, прежде всего в сознании людей. В этих странах сам выбор в их пользу означал начало растянутого на несколько лет карнавала, который даже мешает организационной работе. В России все не так. Мы живем в стране, где главный государственный телеканал может себе позволить некоторые матчи чемпионата мира начать транслировать с опозданием на 15 минут и с облегчением скидывать часть из них пусть и тоже бесплатному, но далеко не так широко распространенному конкуренту.
А матчи национального первенства в большинстве регионов, не совпадающих с Москвой по времени, показывают ночью, причем даже в Екатеринбурге, претендующем на чемпионат мира.
Возможно, с помощью чемпионата мира это недоразумение будет исправлено, хотя на сегодняшний день Первый канал еще не объявил о своем желании показывать матчи предстоящего чемпионата России (очевидно, там ждали объявления решений исполкома ФИФА). И таких недоразумений у оргкомитета будет еще немало. Вы еще не любите футбол? Тогда мы идем к вам.
Серьезнейшим из вопросов будет работа российской милиции, хотя вскоре она и будет называться по-европейски. С началом организованного фанатского движения милиция стала его главным врагом, причем здесь уже отношения подобны «кровной мести»: никто уже не знает, кто прав, кто виноват и кто первый начал, но мир не наступит никогда. И никакие финансовые гарантии правительства и указания сверху не изменят менталитет правоохранительных органов, которые привыкли, что болельщик — это враг, которого чем меньше, тем лучше. Особенно в провинции, где массовый приезд фанатов из столицы становится настоящим бедствием и пресекается лишь при помощи акций, о которых немолодым членам исполкома лучше и не знать для их же благополучия. Как сделать так, чтобы люди в погонах (и даже с дубинками) считали радостную футбольную толпу своими желанными гостями и друзьями? Ведь тысячам любителей футбола необходим праздник, и именно за этим они поедут в Россию. К слову, чемпионат мира в ЮАР во многом был испорчен тем, что околофутбольных мероприятий было для болельщиков слишком мало: проблемы безопасности заставили людей жаться по углам. Так же было в Москве во время финала Лиги чемпионов в 2008-м. Все прошло без эксцессов, однако удовольствия от пребывания в российской столице, превращенной в особо охраняемую зону, никто из британцев не получил. И менять свое отношение к тем, кто идет на футбол, милиции необходимо не через семь лет. 30 лет назад, когда Москва проводила Олимпийские игры, город был вычищен от асоциальных элементов, а работать c гостями остались самые достойные сотрудники всяческих служб. И провели мы Игры очень достойно. Что было раньше, в силу закрытости страны, никого не волновало, запомнился лишь месяц Олимпиады. Теперь же каждое подобие скандала на российских стадионах будет раскручиваться в иностранной прессе, особенно британской, которая не пожалела своих и, очевидно, теперь ополчится на нас. Уже с завтрашнего дня необходимо жить по новым принципам — в стране, которая безупречна по своей сути. Чтобы не давать повода британским СМИ. А они, можете быть уверены, сделают все зависящее, чтобы попытаться сорвать чемпионат мира в России.
Со стороны властей необходимо не просто строить обещанные стадионы, аэропорты, пускать через всю страну «Сапсаны». Ведь очевидно, что некоторые гарантии, записанные в Заявочной книге, не совсем точно отражают нашу действительность. ФИФА было от России обещано чуть ли не большее, в сравнении с конкурентами, количество гостиничных мест, однако даже при презентации российской заявке в Цюрихе было подмечено, что пока мы можем предложить только самые дорогие отели, специализирующиеся на размещении звезд шоу-бизнеса и очень важных особ. Чиновники ФИФА, конечно, обижены не будут. Однако 90 процентов гостиниц необходимы среднего класса — для обычных болельщиков. Их-то у нас практически нет. Потому что даже если оргкомитет и заявлял трехзвездочные гостиницы, особенно в провинции, то сегодня это означает: либо они (в лучшем случае) соответствуют европейским двум звездам, а если все-таки три, то по цене пяти. Перестраивать гостиничный комплекс еще предстоит.
Про транспорт много говорить не стоит. Одна из вечных российских проблем, думается, к 2018 году решена не будет. Поэтому необходимо наладить авиа- и железнодорожное сообщение, и даже это станет гигантским прорывом, учитывая, что обычный по европейским меркам поезд у нас считается «люксовым» и соединяет пока всего три города. Перестроить здания аэропортов тоже сможем, и за это потомки тоже скажут спасибо футболу.
Сложнее со стадионами. Хотели мы того или нет, но стали заложниками чемпионата мира-2018, потому что кто-то наверху считал, что без перехода на европейскую систему (хотя в той же Бразилии вообще играют по своей уникальной схеме, и никому до этого дела нет) нам не прожить и мировое первенство не получить. Вечером в четверг десятки футбольных руководителей провинциальных клубов окончательно удостоверились в том, что помощи от государства для проведения необходимых улучшений инфраструктуры они не получат, так как все будет брошено на чемпионат мира. И играть по системе «осень-весна» многие клубы будут по старинке — на том, что есть. Причем уже скоро, а не через восемь лет.
Не исключено, получится ситуация, при которой нормальный футбол в стране будет возможен лишь в тех городах, где пройдут матчи чемпионата мира. И выбор будет зависеть от ФИФА.
Возможно, будут заморожены и отложены на неопределенный срок многие другие стройки. Так случилось и во время Олимпиады в Москве: столица получила множество важнейших объектов, тогда как в целом по стране строительство жилья было практически заморожено. Хочется надеяться, что сейчас этого не произойдет, иначе мы получим слишком большой люфт между «избранными городами» и остальной страной. Тем более что чемпионат мира не уйдет за Урал.
Рано еще говорить о заполнении будущих арен — сначала их надо построить, но, даже пустующие, они принесут немалую пользу. А для кого-то и вовсе громадную, как, к примеру, для болельщиков «Спартака», которым уж теперь-то должны построить многострадальный стадион.
К слову, интересна будет и реакция РФС в новом сезоне на «странные» матчи в нашем футболе: есть надежда, что на замалчивание негативных явлений всего лишь был объявлен мораторий во время предвыборной гонки. Потому что, перед тем как на праздник надеть рубаху новую, не мешало бы в баню сходить.
Необходимо стране привыкать также к тому, что теперь практически все ее бизнес-пространство попадает под владение ФИФА, хотя это большей части населения не коснется. Ее бизнес-партнеры на территории России освобождаются от налогов, а все проекты, так или иначе затрагивающие сферу деятельности Международной федерации, будут согласовываться с ней. Грубо говоря, теперь у стадиона «Лужники» даже палатку с шаурмой не поставить, если вдруг спонсором ФИФА станет распространитель хот-догов. Бизнесу придется привыкать и к тому, что заработать на чемпионате мира по правилам ФИФА никто в нашей стране не сможет. Потом получить отдачу от вложенных в инфраструктуру средств — пожалуйста. А до чемпионата мира все будет уходить в карман федерации. С этим придется смириться. И постараться не обманывать ФИФА, чтобы не нажить себе ненужных проблем. И, естественно, постараться уходить от традиционных российских схем освоения бюджетных средств, которых будет в разы больше, чем на Играх в Сочи. Немудрено, что помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович сразу же написал в своем твиттере: «Давайте без откатов!»
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице чемпионата мира 2018 года.