— Как вы оцениваете результат матча между Веселином Топаловым и Гатой Камским?
— Сложный был матч для Топалова. Победу болгарского гроссмейстера предопределили его выносливость и, скажем так, наигранность. К удивлению многих, и меня в том числе, Топалов не превзошел Камского в дебютном плане. Если бы Камский не уходил в свое время надолго из больших шахмат! По мнению секундантов Гаты, которые наблюдали за ходом матча изнутри, к поединку в Софии Камский подошел «расклеенным». По причинам, с шахматами не связанным. По большому счету, американский гроссмейстер проиграл матч из-за цейтнотов.
Камский чудовищно распоряжался отпущенным на партию временем, и в решающие моменты ему не хватало пяти-десяти минут, которые поменяли бы оценку позиции на диаметрально противоположную.
Даже в седьмой партии, после которой матч закончился, победа Камского объективно была бы более справедлива.
— В свое время Рустам Камский, отец Гаты, после матча с Анатолием Карповым заявил, что в Элисте выиграть у российского гроссмейстера невозможно. В Софии у Топалова было такое же преимущество своего поля?
— Как показал матч, будь Камский в лучшей физической и психологической форме, все было бы возможно. Выиграл же Василий Иванчук супертурнир в столице Болгарии в прошлом году, чего до него сделать никому не удавалось!
— В теоретическом плане какие-то интересные находки у Камского или Топалова вы подметили?
— Для меня там было полторы интересных партии, где игралась защита Грюнфельда. Хотя я в своей шахматной жизни видел много Грюнфельдов, и чем-то удивить меня сложно. Неожиданным был выбор Топалова черными первым ходом на е-4. Болгарский гроссмейстер - блестящий «сицилианец», а Камский белыми в этом дебюте чувствует себя заметно менее уверенно, чем в классической испанской партии. Решение Топалова было совершенно алогичным. Видимо, тренерский штаб болгарина решил сыграть на психологии и применить те дебюты, к которым соперники не готовились. В чем-то такая стратегия сработала.
— Не надоели вам постоянные реформы системы розыгрыша звания чемпиона мира по шахматам?
— Надоели, конечно, но выбора-то нет! Пока что-то не поменяется в системе работы ФИДЕ, все будет продолжаться в том же духе. Люди, которые могут себе позволить отказаться от подобной жизни, просто говорят шахматным функционерам «спасибо» и с помощью своих менеджеров договариваются об участии в крупнейших международных турниров.
Норвежец Магнус Карлсен может себе такое позволить в ближайшие 15 лет, и я его хорошо понимаю.
Увы, мне приходится жить по установленным правилам. Демонстративно пропустить два турнира Гран-при я не могу. Это два шанса сыграть в этом сезоне в действительно значимых турнирах.
— Где они пройдут?
— В апреле поедем в Нальчик, а в декабре был запланирован турнир в Карловых Варах. Там он точно не состоится. Где будем играть, пока неизвестно.
— Какие еще значимые турниры в ближайших планах?
— В апреле сыграю в командном чемпионате России. Очень рад, что после долгих лет скитаний по различным европейским клубам, познав долю легионера, имею возможность выступить в составе питерской команды.
— Сейчас в спортивном мире на слуху допинговые скандалы. Затронули они и шахматный мир…
— История с Василием Иванчуком, которого хотели дисквалифицировать за отказ сдать допинг-тест, потихоньку рассосалась. Был найден некий компромиссный вариант. Чиновники из ФИДЕ признали, что нарушили процедуру. Вообще, с моей точки зрения, допинг-контроль в шахматах — вещь бессмысленная.
На эту меру пошли, когда президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов надеялся на принятие шахмат в олимпийскую семью.
Прежний президент МОК Хуан Антонио Самаранч подавал определенные знаки. Только Самаранч больше не возглавляет олимпийское движение, а его преемник Жак Рогге даже не намекает на возможность участия шахматистов в Играх. Зато допинг-контроль остался.
Другие новости можно посмотреть на странице шахмат.