Олимпиада ушла из Афин как-то сразу. Может быть, просто и не было ее. Какого-то чувства легкой грусти, что завершился праздник, не осталось. Не зря коллеги-журналисты, поработавшие на десяти, и более Олимпиадах с сожалением констатировали, что в действо в Афинах напоминало одновременно проходящие чемпионаты мира.
Все спортсмены, из самых разных стран жаловались, что в олимпийской деревне скучно.
И все из-за того, что греки, тянувшие с началом строительства до последнего, не успели даже фундамент Интерклуба заложить. Может быть, решили, что не нужен он вовсе. Ведь после завершения Олимпиады использовать такое здание по назначению в удаленном спальном районе будет трудно.
Президент Оргкомитета «Афины-2004» Иоанна Ангелопулос-Даскалаки на своей прощальной пресс-конференции в этом качестве заявила, что главным приобретением Греции стала современная инфраструктура. Вопрос, во что она обошлась, был умело проигнорирован. Для крестной матери афинской Олимпиады он не имеет принципиального значения. Она сказала, что собирается посвятить теперь время семье. Афинский официоз вовсю трубит о том, что гости Греции всем остались довольны, от организации работы транспорта до радушия местных жителей. Как всегда, официальные отчеты имеют мало общего с реальной жизнью.
Чиновники, рапортующие об успехах, не ждали по часу трамвая, не сталкивались с таксистами, норовящими содрать сверх настукавшей на счетчике цены 3 евро в качестве олимпийского бонуса. При этом наглые водители показывали на какую-то бумажку на греческом языке, но при требовании выписать чек сразу же соглашались, что премии за культурное обслуживание не заслужили.
Славившаяся своей дешевизной, и привлекавшая этим западноевропейских, а в последнее время и российских туристов, страна за период подготовки в Олимпиаде начисто утратила такую репутацию. Сами греки говорят, что введение евро этому только поспособствовало. Как бы то ни было, но чашка кофе в центре Афин стоит дороже, чем в Брюсселе или Париже. Столкнувшись во время Олимпиады с необязательностью греков и их стремлением содрать лишние деньги ни за что, туристы вряд ли приедут сюда снова.
Они предпочтут Турцию, где такое же теплое море, не меньше древнегреческих развалин, зато более обязательный народ и, что особенно важно, более низкие цены.
В отличие от госпожи Ангелопулос-Даскалаки, приумножившей, как здесь говорят, во время подготовки к Олимпиаде свое состояние, многие рядовые афиняне не выражают особых восторгов. Жизнь в греческой столице входит в обычный ритм. Пока еще действует правило олимпийской полосы, но уже заметно увеличилось количество рейсовых автобусов. Те, что работали на перевозке зрителей на олимпийские объекты, вернулись на привычные маршруты. Это весьма кстати, ведь многие афиняне вернулись из добровольной олимпийской ссылки.
На Плаке, где сосредоточены лавки по продаже сувениров, уже продают товары с олимпийской символикой со скидкой, но торговля идет вяло. На центральной площади греческой столицы Синтагма количество иностранцев не дотягивает даже до привычной летней туристской нормы. В приморских районах Глифада и Палео Фалеру спустя два дня после закрытия об Олимпиаде не напоминает практически ничего. А была ли она в Афинах вообще?