Для снижения содержания углекислого газа в атмосфере вовсе не нужно разрушать традиционную энергетику, достаточно воссоздать пастбища для миллионов копытных на огромных и почти безжизненных просторах Восточной Сибири — те, что были во времена последнего ледникового периода. К такому выводу пришел эколог, директор Плейстоценового парка Никита Зимов. В своей авторской колонке для информационно-аналитического портала «Чистое будущее» эксперт объяснил, что если 10% российских земель занять пастбищами, страна станет углеродно нейтральной.
Высокопродуктивные пастбищные экосистемы в Арктике оказывают охлаждающий эффект на климат, утверждает автор колонки под названием «Степями мамонтов: пастбища как поглотители углерода». Первые эксперименты по расселению животных в расположенном в Якутии Плейстоценовом парке начал еще в 1988 году его отец — эколог Сергей Зимов.
На сегодняшний день огороженная площадь парка составляет 20 квадратных километров, здесь живут 9 видов крупных травоядных животных: северный олень, якутская лошадь, лось, степной бизон, зубр, овцебык, як, калмыцкая корова, овца.
По мнению директора Плейстоценового парка Никиты Зимова, именно возрождение пастбищ создаст устойчивую экономику и экологию на просторах вечной мерзлоты.
Если пастбищами, где будут пастись 40 миллионов животных, занять три миллиона квадратных километров, то есть треть территорий, занятых мерзлотой, Россия покроет углеродной нейтральностью пол-Европы. При этом экономика будет спокойно расти, считает эксперт.
«В чем проблема Парижского соглашения по климату? В том, что если мы хотим сократить выбросы, то нужны огромные затраты, придется либо тормозить экономику, останавливать заводы, либо за гигантские деньги перестраивать их на возобновляемые источники энергии. Для нашей страны это технически сложно, а для севера — невозможно», — рассуждает эксперт, приходя к выводу, что для России выйти на углеродную нейтральность без понижения уровня жизни сложно. Выход он видит в создании больших пастбищ.
Эколог уточняет, что в данный момент ученые Плейстоценового парка воссоздают аналог степи, где паслись мамонты.
«Мамонтов нет, но сохранились другие животные того времени, и общая идея — создать экосистему, которая будет функционировать по тем же самым принципам», — поясняет Зимов.
По его словам, создание богатой экосистемы — хороший инструмент для борьбы с потеплением климата. Цель ученого — довести экосистему парка до состояния, когда он сможет существовать и развиваться без человеческого участия.