О проблемах в жизни ребенка можно узнать из его любого свободного творчества: истории-сказки, которые он сочиняет, рисунки, игры. Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Антонина Третьякова.
Так, по словам эксперта, можно понять проблемы детей, просто внимательно наблюдая за их играми и задавая вопросы.
«Главное не пытаться сбить ребенка с сюжета. Пусть он проигрывает сценарий до конца – только в этом случае удастся дойти до корня проблемы, ведь часто то, что его волнует – в самом конце», – уверяет психолог.
Педагог-психолог и руководитель отделения Виртуальный класс и преподаватель в Школе программистов МШП Ирина Шувалова в свою очередь добавляет, что обычно «раскрывающие» игры — разные для всех возрастов. Но есть две универсальные для младшего и младшего школьного возраста. Первая из них – рисунки.
«В них отражается эмоциональное состояние ребенка, его ощущение внешнего мира, опасностей и радостей. Рисовать нужно вместе с ребенком, при этом не подсказывая, что именно и чем закрашивать. Если ребенок спрашивает совета, ответьте: а как бы тебе хотелось?» – рекомендует педагог-психолог.
Насторожить в рисунках должно наличие резких сочетаний ярких цветов, например ярко-желтого и ярко-красного, наличие черного цвета в необычных местах – например, черные деревья, черное небо на всем листе, а также общая направленность сюжета, предполагающая агрессию, боль, несчастье. Далее через разговор с ребенком о нарисованном получится выяснить, что происходит в его жизни.
«В моей практике был случай, когда гиперактивный первоклассник, у которого после двух месяцев обучения в школе проявился нервный тик, с удовольствием рисовал цветущий луг, разноцветные красивые цветы, а потом «приходила Лида, чтобы их срывать и топтать». Лидой звали его маму – она очень много с ним занималась, требовала аккуратности и больших школьный успехов», – рассказала о результате выяснения проблемы через рисунок психолог Третьякова.
Педагог Шувалова приводит еще один пример универсального способа – игры на свободные темы с игрушками. В них можно наблюдать за тем, как ребенок выстраивает взаимодействие игрушек. Часто он копирует модели поведения окружающих людей. Важно понимать, за какого персонажа играет ребенок и с кем он ассоциирует свои ощущения.
«Насторожить должны элементы насилия и агрессии и неумение выстроить взаимодействие между персонажами. В игре можно выяснить, что кто-то проявляет агрессию в отношении ребенка или даже он проявляет ее сам, возможно, чтобы защититься», – отмечает эксперт Шувалова.
А психолог Третьякова добавляет, что если в игре или на рисунках ребенка родитель заметил что-то странное, стоит безоценочно принять его действия и слова и обратиться к специалисту, который поможет проработать травму, если она есть.
Ранее стало известно об увеличении максимальных размеров пособий по беременности и уходу за ребенком.