Типологий руководителей бесконечное множество, однако все они строятся на способах управления подчиненными. Вадим Дозорцев, бизнес-тренер и консультант, автор курса «Управление продажами» в Skillbox рассказал «Газете.Ru» об основных типах современных руководителей и объяснил, как эффективно управлять командой и добиваться от нее результата.
Так, по словам эксперта, существует четыре стиля донесения решений и задач до сотрудников: приказ, убеждение, кооперация и делегирование. В идеале управленец должен владеть каждым. Но на практике все тяготеют к какому-то одному. Этот выбор и определяет типаж конкретного руководителя.
«Приказ — это постановка задачи с четкой формулировкой качества, сроков и ответственности ее выполнения. По моим наблюдениям, в России большинство руководителей придерживаются именно такого директивного способа коммуникации с подчиненными», — объясняет Дозорцев.
Убеждение — такой же способ формулирования задачи, сроков и критериев качества и ответственности выполнения работы. Однако, в отличие от приказа, в этом случае менеджер приводит сотруднику аргументы относительно того, почему реализация тех или иных действий и целей важна для компании и отдела. При таком подходе добавляется элемент обсуждения функций сотрудника.
«Кооперация — один из самых распространенных стилей управления в сфере IT и креативного бизнеса. Этот способ управления в некоторой степени предполагает отказ руководителя от единоличного принятия решений в пользу развития ответственности своих сотрудников и доверия к ним. Задачи и условия их выполнения устанавливаются коллегиально и пересматриваются в случае необходимости», — считает бизнес-тренер.
И, наконец, делегирование — это такой тип руководства, при котором менеджер предоставляет сотруднику право на принятие самостоятельных решений и в полной мере передает ответственность за достижение целей, отмечает эксперт.
Освоить все стили управления способен каждый менеджер, уверен Дозорцев. Однако использовать какой-либо из них стоит лишь в том случае, если он соответствует психотипу самого руководителя.
«Если вы директивны, не играйте в гуманиста. Сотрудники моментально считывают неискренность. Это приводит к тому, что руководитель теряет свое самое важное качество — авторитет. Поэтому лучше сохранять свою аутентичность и не стараться быть идеальным. Это же касается и личных взаимоотношений с подчиненными. Конечно, противопоставлять себя коллективу в наше время — тупиковый путь, но стоит помнить и о том, что при панибратстве в вас перестанут видеть лидера. Здесь следует сохранять здоровый баланс», — советует консультант.
Другая же не менее важная задача руководителя — это умение давать и получать обратную связь. Именно она влияет на эффективность команды и является залогом общего успеха. Менеджер должен разбираться в том, как его поняли, должен уметь хвалить и указывать на недостатки, а также слышать и понимать запросы подчиненных. Это требует определенных душевных сил, но снобизм в вопросе получения обратной связи от сотрудников — одна из самых больших ошибок руководителей, констатировал Дозорцев.
Ранее «Газета.Ru» писала о том, как устроиться на работу после вуза.