Демократия во всем мире находится в состоянии рецессии, пишет Financial Times.
Как отмечается, иногда лишь одно или два события могут изменить политические настроения во всем мире. Например, освобождение Нельсона Манделы из южноафриканской тюрьмы в 1990 году произошло всего через три месяца после падения Берлинской стены. Эти два события вдохновили демократов и либералов по всему миру.
Издание с сожалением отмечает, что в настоящее время настрой международного сообщества гораздо менее оптимистичен и менее расположен к демократии. Прежде всего, свою роль в этом сыграла «арабская весна» 2011 года, обернувшаяся кровопролитием и анархией. Многие политики теперь указывают на Ближний Восток, приводя его в качестве примера опасности преждевременной демократизации.
То, что для демократии настали плохие времена, подкрепляется статистикой. Согласно данным аналитического института Freedom House, политические свободы непрестанно сокращаются по всему миру на протяжении последнего десятилетия. В 2015 году число стран, где было отмечено пренебрежение свободами, достигло 72, что является рекордом десятилетия.
Наименее свободный регион мира — Ближний Восток, пишет FT. Однако, по данным экспертов, в большей или меньшей степени нарушения прав и свобод зафиксированы буквально везде – в Азии, в России, в ряде европейских стран, например в Польше и Венгрии, и даже в США, которые являются «лидерами свободного мира». По мнению FT, даже если кандидат на пост президента США от Республиканской партии Дональд Трамп не выиграет выборы, он уже нанес огромный ущерб престижу и достоинству американской демократии.
Однако газета отмечает и некоторые позитивные тренды. Так, Бирмой впервые за полвека управляют гражданские власти, крепкая демократия установилась в Индонезии — четвертой стране мира по количеству населения, а в Нигерии в прошлом году впервые прошли выборы, на которых действующий президент проиграл и мирно передал власть своему преемнику.
В сентябре прошлого года Россия выразила обеспокоенность нарушением прав человека в США и странах ЕС.