18 февраля в Белоруссии было опубликовано постановление совета министров № 43, согласно которому в стране планируется создать трудовые лагеря для детей и подростков. Об этом в тот же день на пресс-конференции сообщил директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Николай Мазур. Само постановление было подписано премьер-министром Михаилом Мясниковичем еще месяц назад, однако известно о нем стало только сейчас.
По словам Мазура, в таких лагерях будут отдыхать и работать дети и подростки от 14 лет. Сколько конкретно часов будет отведено на работу, пока неизвестно, потому что «постановление еще шлифуется». Согласно планам правительства, подростковые трудовые лагеря появятся в каждом регионе Белоруссии, за исключением Чернобыльской зоны.
«Дети должны работать, чтобы у них не было потребительского отношения, — заявил Николай Мазур. — Я за то, чтобы дети трудились и зарабатывали деньги».
О необходимости воспитывать в подростках негативное отношение к культуре потребительства, к деньгам и «красивой жизни» высокопоставленные государственные чиновники Белоруссии, включая президента, говорили неоднократно. Однако до сих пор дело не заходило дальше создания разрозненных «православно-патриотических» милитаризированных летних лагерей или дружин «юных помощников милиции» с неясным правовым статусом и формой как у ОМОНа.
В новом постановлении особо оговорено, что отдыхать и работать в трудовых лагерях дети будут только с разрешения родителей. Впрочем, знакомая супружеская пара с двумя детьми-подростками, к которым корреспондент «Газеты.Ru» обратился за комментарием, была единодушна: «В такие лагеря своих детей будут отправлять только неблагополучные семьи, пьющие родители. Чтобы хоть на время с шеи «обузу» скинуть. Не завидую я воспитателям таких лагерей – там же сплошной криминал соберется».
Новость вызвала резко негативную реакцию в белорусском обществе. Во многом — из-за крайне неудачного названия «трудовые лагеря», придуманного правительственными чиновниками. Дело в том, что во время II Мировой войны большая часть Белоруссии была захвачена немцами за считаные недели – трудоспособное население не успели ни призвать, ни эвакуировать. И вплоть до середины 1944 года гитлеровцы активно отправляли белорусов в «трудовые лагеря» Германии – одних забирали силой, другие, спасаясь от безработицы, ехали добровольно. Но и те и другие впоследствии попадали в концлагеря вроде Дахау, в которых над воротами была надпись Arbeit macht frei – «Труд освобождает». С той поры в белорусском сознании словосочетание «трудовые лагеря» устойчиво ассоциируется с понятием «лагерь смерти».