Переломный момент
Глава Якутии Айсен Николаев на утреннем заседании оперативного штаба, состоявшемся 19 августа, заявил об улучшении лесопожарной обстановки в регионе. Причиной позитивных перемен отчасти стала дождливая погода, установившаяся в республике.
«Сейчас районные оперштабы, пользуясь передышкой, установленной погодными условиями, должны занять проактивную позицию и продолжить работу по ликвидации локализованных и дотушиванию действующих пожаров. Это очень важно для того, чтобы в ближайшие дни мы смогли окончательно переломить ситуацию с лесными пожарами в республике», — подчеркнул Николаев.
В настоящее время наиболее активная работа по тушению лесных пожаров ведется на территориях 10 муниципальных образований, доложил начальник Главного управления МЧС России по РС (Я) Павел Гарин. По его словам, в десятикилометровой зоне от населенных пунктов находятся 7 лесных пожаров, и специалисты продолжают превентивные мероприятия, чтобы не допустить распространения огня.
Согласно данным ведомства по состоянию на 19 августа, в Якутии пылают 119 природных пожаров, еще 22 пожара общей площадью свыше 309 тыс. гектаров удалось потушить. К тушению лесных пожаров привлечены 3 253 человека и 567 единиц техники, в том числе 19 воздушных судов.
Об изменении ситуации в республике к лучшему заявил и глава Рослесхоза Иван Советников.
«По Якутии: дела обстоят сложно, но у нас сегодня первый день, когда нет прироста площадей, когда пожары не распространяются. Это первый такой день с мая месяца. Мы надеемся, что в течение ближайших недели-двух мы не только задавим ситуацию, но и ликвидируем основные пожары», — цитирует его слова ТАСС.
Якутия — один из самых пожароопасных регионов России. С 1 июля жителям республики запрещено посещать леса, введен режим ЧС регионального характера в связи с переходом лесных пожаров на территории населенных пунктов и объектов экономики. В Якутии и Иркутской области с 13 августа введен межрегиональный режим ЧС в лесах в связи с лесными пожарами.
Почему горит Якутия?
Масштабные пожары в Якутии закономерно поднимают вопрос о том, почему разразилась подобная природная катастрофа и можно ли было ее предотвратить. Своим мнением на этот счет уже поделились сотрудники МЧС, занимающиеся тушением пожаров, и ученые РАН.
Спасатель МЧС РФ Ярослав Малюшин принимал участие в борьбе с катастрофическим лесным пожаром в селе Бясь-Кюель Якутии и назвал его самым крупным за все время.
«В этом году было слишком мало дождей — их практически не было ни в июне, ни в июле. И снеговых осадков было мало, земля не успела пропитаться, водоемы, откуда можно было бы брать воду, в том числе для тушения лесных пожаров, не наполнились», — объяснил он.
По словам спасателя, воду для тушения лесных пожаров приходилось носить заранее, прокладывать «рукава» на большие расстояния и очень далеко ходить.
«Площади пожаров слишком большие, плюс сильный ветер, задымление. Они находятся далеко от поселков, в труднодоступных местах, куда нужно либо забрасываться вертолетом и работать там, либо добираться по каким-то лесным тропам, проделанным местными жителями. Очаги могут находиться за 30, 40 или даже 100 км от цивилизации. И пока туда идет доставка, при хорошем ветре выгорают целые гектары», — сетует Малюшин.
Первый замглавы МЧС России Александр Чуприян в программе «Полный контакт» на YouTube-канале Владимира Соловьева поддержал точку зрения, озвученную спасателем Малюшиным.
«В Республике Саха (Якутия) была холодная даже по местным меркам зима, которая передала эстафету необычно жаркому и засушливому лету. Тайга сама по себе обладает просто гигантскими площадями, и инфраструктуры в виде дорог здесь практически не существует. Пробиться сюда можно только воздушным путем. Болота высохли, подстилка пересохла, вот и результат», — сообщил он, отметив, что в подобных условиях действий даже минимально небрежного обращения с огнем достаточно для возникновения пожара.
И.о. директора Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Александр Исаев полагает, что пожары в Якутии в принципе невозможно предотвратить из-за особенностей местного климата и природных условий.
«Пожары были, есть и будут. С этим ничего не поделать — природа в Якутии такая. Это постоянный экологический фактор существования нашего таежного биома. Климат на территории республики экстраконтинентальный, очень сухой, и только наличие вечной мерзлоты способствует тому, что есть лесная растительность», — рассказал ученый, которого цитирует «Российская газета».
Еще одной проблемой, по словам заслуженного лесовода РФ, руководителя якутского филиала Рослесинфорга Саргыланы Аммосовой, является старение леса. Как сообщает издание, он вместе с другими специалистами принимал участие в круглом столе в региональном отделении Российского экологического общества в Якутске.
«Лес проходит разные стадии возраста и, наконец, через 140-150 лет становится перестойным. Мы выяснили, что доля таких лесов в республике достигает 47 процентов. Перестойные леса — пороховая бочка, готовая вспыхнуть при такой аномальной жаре, как этим засушливым летом», — констатировала она.
Александр Исаев полагает, что ситуация с пожарами в Якутии в следующем году будет зависеть от погоды.
«Антропогенный фактор в причинах пожаров всегда был, есть и будет. Но следует иметь в виду, что здоровый лес почти не горит, если ведется нормальная профилактическая работа: убирается опад, сухостой, валежник. Нужно финансирование, дополнительные штаты, госзадание. Это позволило бы в несколько раз уменьшить опасность пожаров», — резюмировал ученый.