Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Прямая угроза экономике: почему мигрантов не берут в российские школы

Эксперты рассказали об угрозе наплыва необразованных мигрантов в Россию

Переехавшим в Россию мигрантам тяжело устроить детей в школу, поэтому многие из них вынуждены оставаться без образования. Многие школы отказываются принимать их, так как боятся получить статус «мигрантских» и столкнуться с недовольством родителей остальных учеников. К каким последствиям может привести такое отношение учебных учреждений к детям из других государств, «Газете.Ru» рассказали в Институте образования НИУ ВШЭ.

Дискриминация детей из семей мигрантов приводит к «социальной беспризорности» — в итоге в будущем на рынок труда выйдут неквалифицированные кадры, сообщила «Газете.Ru» глава Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Идет прямая угроза городской экономике, городской занятости. Рабочих мест для необразованной части населения с каждым годом остается все меньше и меньше, поэтому мы получаем дополнительную нагрузку в виде безработных мигрантов.

Именно поэтому в большинстве развитых стран стараются соблюдать права мигрантов и предоставлять им возможность получать образование. Да, на это приходится тратить деньги из бюджета, однако это гораздо экономнее, чем потом бороться с преодолением последствий наплыва необразованных граждан», — подчеркнула эксперт.

По данным замглавы администрации президента РФ Магомедсалама Магомедова, только 17% детей мигрантов в России посещают школы.

«По данным МВД, в прошлом году в России зафиксировано пребывание почти 800 тыс. несовершеннолетних иностранных граждан. При этом в систему нашего российского школьного образования включены только 140 тыс. детей. Не совсем понятно, где находятся остальные», — цитирует его слова ТАСС.

Ранее проблему количества детей мигрантов в российских школах уже поднимал президент России Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям 30 марта..

«Сейчас нет готовых рецептов, но совершенно очевидно, что количество детей мигрантов в наших школах должно быть таким, чтобы это позволяло их не формально, а фактически глубоко адаптировать к российской языковой среде. Но не только к языковой — к культурной вообще, чтобы они могли погружаться в систему наших российских ценностей», — подчеркивал президент.

В целом для того, чтобы устроить ребенка в российскую школу, мигранту приходится преодолевать много проблем, заявила «Газете.Ru» основатель миграционно-адаптационного центра для детей в Санкт-Петербурге Ильгиза Якшибаева. Первым препятствием на пути к получению образования — постановка на миграционный учет.

«По большому счету, это одна бумажка, которая дается при регистрации, но получить ее очень сложно: детям ее либо не делают вообще, либо делают фиктивную пустую ведомость, которая не значится в базах. При этом даже если документ все-таки удается получить, то за него приходится отдавать 20-23 тыс. рублей. У многих людей нет таких денег, поэтому их дети уже в течение 7-10 лет сидят в России без образования», — объяснила Якшибаева.

Те мигранты, которым все же удалось заручиться документом, получают направление в две или три школы, с которыми они должны лично договориться о приеме ребенка. Тем не менее и тут возникает новое препятствие.

«Дети мигрантов откидываются на дальние районы, а их родителям приходится бегать по школам и умолять принять ребенка. Помогают такие уговоры далеко не всегда — например, здорового ребенка запросто могут отправить в учебное заведение для умственно-отсталых, потому что другие школы отказались его принимать из-за цвета кожи или других национальных особенностей», — отметила Якшибаева.

В ряде случаев дети также не могут пройти в школу по месту регистрации, так как сами учебные заведения не хотят получить статус «мигрантских», объясняла «Би-би-си» социолог, заведующая Институтом социальной политики ВШЭ Екатерина Деминцева:

«Даже если есть все основания принять ребенка из мигрантской семьи, администрация лицеев или просто хороших школ заранее знает — будет негативная реакция со стороны местных родителей, и школа приобретет среди жителей неформальный статус «мигрантской». И администрация старается, чтобы стало как можно меньше таких детей».

После поступления в школу у детей начинается новый круг проблем. Главная из них — незнание русского языка. При этом больше остальных страдают те, кто идет не в первый класс, а уже в среднюю школу, так как для них не предусмотрено никаких специальных занятий или преподавателей, которые помогли бы подтянуть язык.

«В школе нет курсов русского как иностранного. В лучшем случае они возьмут ребенка и отправят в класс на год, на два младше. 15-летнего ребенка, который не знает русский, брать в 8-9 класс опасно для него же. Его посадят на два класса младше и он там будет плохо учиться», — говорила «Би-би-си» куратор программы для детей-мигрантов «Перелетные дети» Анна Орлова.

Новости и материалы
ВС РФ заняли больше территорий, чем ВСУ при контрнаступлении
Собравшиеся в ценре Бишкека согласились разойтись
Профориентолог дала советы, как выбрать свою профессию
В Белом доме выразили беспокойство из-за развития отношений России и Китая
В Воронежской области объявили угрозу атаки БПЛА
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
США провели ядерное испытание на полигоне в Неваде
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
Все новости