Весенний опыт дистанционного обучения в школах оказался довольно проблемным: нехватка педагогов, готовых адаптироваться к онлайн-среде, и отсутствие доступа к цифровой среде стали причиной пробелов в знаниях школьников. Об этом «Газете.Ru» заявил министр просвещения Сергей Кравцов.
«Мы понимаем, что в период домашнего обучения могли возникнуть определенные пробелы в знаниях. Конечно, их нужно восполнить, чтобы у детей не было проблем с усвоением нового материала. Всероссийские проверочные работы мы перенесли на сентябрь. Они позволят понять, что где и когда было упущено, и скорректировать программы так, чтобы наверстать и усилить знания», — подчеркнул Кравцов.
Однако, по словам директора Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, уже существующие исследования говорят о больших упущениях в знаниях детей, восполнять которые придется долго. Как это сделать — экспертам только предстоит понять.
«По оценкам Всемирного банка, поколение детей, которое проходит через пандемию, будет зарабатывать в будущем меньше, потому что у них будет ниже уровень квалификации, им будет сложнее найти работу. Поэтому нужно думать о том, как удержать достойный уровень образования не только в связи с указом президента, но и исходя из реалий текущего момента», — подчеркнул специалист.
По мнению министра просвещения, после весеннего опыта дистанционного образования школы поняли, что внедрение технологий в процесс обучения все же необходимо. Сергей Косарецкий в свою очередь уверен — при повторении сценария удаленки школы вновь окажутся к нему не готовы.
«Пока что я не вижу признаков того, что во всех регионах система готова или полноценно готовится к возможному новому этапу дистанционного обучения. Возможно, мне неизвестно, и я буду счастлив узнать, что везде есть скрытый план, который будет запущен, если начнется вторая волна», — отметил он.
Как подчеркнул Косарецкий, по-прежнему нерешенной остается одна из важнейших проблем — согласно исследованию, которое проводил Центр имени Пинского, около 20% детей на момент начала дистанта не имели доступа к интернету и компьютерам.
«В результате многие дети учились через смартфоны, что не оптимально с точки зрения интерфейса и опасно для их здоровья. Полноценного проекта, который бы предусматривал обеспечение каждого ребенка компьютером или ноутбуком, сегодня пока нет, а он необходим», — заявил эксперт «Газете.Ru».
Основатель частной компании Maximum Education, специализирующейся на онлайн-обучении школьников, Михаил Мягков настроен более позитивно. Он уверен, что за весну и лето учителя набрались нового опыта и знаний. Тем более в этом им активно помогали частные компании, которые проводили обучающие онлайн-курсы.
«Те из школьных учителей, которые хотели, смогли изучить новые для них инструменты, понять, как эффективно вести онлайн-уроки, как держать внимание учеников. Никто не знает, будет ли снова дистанционное образование в этом учебном году, но я уверен, что если оно повторится, то семьи, школы и учителя смогут организовать дистанционное образование более эффективно», — подчеркнул Мягков.
При этом, по словам руководителя образовательной компании, властям все же стоит уделить внимание проблеме нехватки педагогов, готовых эффективно работать в любых условиях. Согласно исследованию, которое проводила Maximum Education в апреле, 80% опрошенных педагогов столкнулись с проблемами при переходе на дистант и не смогли сразу же организовать детям полноценные уроки.
«Думаю, что в целом система образования — с точки зрения подготовки педагогических кадров — действительно требует обновления. Внедрение новых методов отбора учителей, обучения, в том числе новым цифровым инструментам. Сейчас уже заметны изменения, но кажется, что они идут медленнее, чем требует действительность», — заявил Мягков.
Еще одним нововведением пандемии стали изменения в проведении ЕГЭ — в 2020 году выпускникам, не планировавшим поступать в ВУЗы, его разрешили не сдавать. Тем не менее, по словам Косарецкого, такой опыт рискует нанести удар всей системе контроля качества образования.
«Возможно, эту траекторию стоит поддержать и дальше. Однако нужно думать о продолжении выстраивания качественной системы оценки качества образования, параллельной ЕГЭ. Иначе есть риск, что при снятии с ЕГЭ функции контроля качества образования всех учащихся существующие проблемы окажутся в «слепой зоне». Если мы эту задачу решим, то вполне можно и дальше использовать опыт 2020 года», — заключил он.