Коронавирус стал гораздо менее опасным из-за мутации, сообщил итальянский главврач больницы Сан-Раффаэле Альберто Зангрильо в Милане.
«Коронавирус в Италии клинически больше не существует», — заявил он в разговоре с местным телеканалом RAI, добавив, что вирус «самоуничтожился». По словам медика, вирусная нагрузка, обнаруженная с помощью мазков, взятых у новых пациентов с COVID-19 за последние 10 дней, намного меньше, чем была в тестах, делавшихся месяц назад.
Его слова поддержал и руководитель клиники инфекционных заболеваний Сан-Мартино в Генуе Маттео Бассетти. Он сообщил информагентству ANSA, что новые случаи заболевания коронавирусной инфекции резко отличаются.
«Сила коронавируса уже совсем не та, что была два месяца назад»,
— подчеркнул врач.
Коронавирус действительно мутирует и может ослабевать, заявляла доктор биологических наук Анна Баранова американским СМИ. Она объясняла, что вирусам невыгодно убивать своих хозяев, поэтому со временем они начинают быть менее агрессивны. Также Баранова сообщала, что в Южной Корее впервые обнаружили штамм COVID-19 без «шипа», который и делал его столь опасным.
Ранее нобелевский лауреат, французский вирусолог Люк Монтанье в разговоре с местными СМИ подчеркивал, что коронавирус может значительно ослабеть в том случае, если он все же был создан искусственным путем. По словам медика, тогда части вируса, «приклеенные» человеком, в процессе мутации быстро отвалятся.
Тем не менее, руководитель лаборатории биологии и индикации арбовирусов НИИ вирусологии им. Ивановского Александр Бутенко объяснил «Газете.Ru», что все известные коронавирусы, поражающие человека, характеризуются наличием «шипов» – рецепторов, которые помогают проникнуть в клетку, а значит найденный в Южной Корее штамм может оказаться просто коронавирусом другого типа.
«Также хочу заметить, что итальянские врачи, которые сделали заявление об ослаблении коронавируса – клиницисты. Думаю, они слабо ориентированы в вопросах молекулярной биологии. Это необоснованные умозаключения, которые не стоит принимать всерьез», — добавил он.
Директор института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний Сеченовского университета Александр Лукашев также не согласен с иностранными коллегами. Вирусолог считает, что делать подобные заявления слишком рано – судить о результатах мутаций можно, например, если речь идет о ВИЧ или обычных ОРВИ, так как они существуют на земле в течение десятков лет. В то же время коронавирус нового типа обнаружили только несколько месяцев назад.
К тому же, делать вывод только на основе образцов мазка совершенно неправильно, уверен вирусолог.
«Количество вируса в мазках, взятых из ротоглотки, зависит от многих факторов — как эффективности размножения вируса, так и техники взятия мазка, условий транспортировки, стадии заболевания. Оценивать эволюцию вируса только по количеству нуклеиновой кислоты в мазке категорически неверно»,
— сообщил он «Газете.Ru».
Приходить к каким-либо умозаключениям, основываясь на динамике заболевания, тоже не стоит, считает Александр Бутенко. Он пояснил «Газете.Ru», что существуют «кривые летальности» и после снижения числа заразившихся может снова начаться рост, поэтому необходимо больше времени, чтобы проследить, как дальше будет развиваться ситуация.
Кроме того, на спаде эпидемии чаще обследуют пациентов именно с легким течением инфекции, а, соответственно, вполне закономерно, что в среднем у больных находят меньше вируса – ведь чем меньше вирусная нагрузка, тем менее активно проявляются симптомы, также отметил Александр Лукашев.
На заявление о том, что коронавирус стал менее опасным, отреагировали и в ВОЗ. «Это совершенно не так», — отметил директор организации по чрезвычайным ситуациям Майкл Райан на виртуальном брифинге. Он добавил, что потенциально есть вероятность, что не вирус становится слабее, а люди становятся сильнее после увеличения срока знакомства с вирусом. «Мы должны быть аккуратны: это все еще вирус-убийца», — подчеркнул эксперт.
Ученый из австралийского Университета Вуллонгонг Гидеон Мейеровиц-Кац также скептически отнесся к идее самоуничтожения коронавируса. В разговоре с Science Media Center он упомянул, что от COVID-19 продолжают умирать и новые заболевшие.
Вместе с тем Александр Лукашев отметил, что все же ослабление коронавируса в будущем – сценарий вполне вероятный.
«Однако он обычно реализуется за годы циркуляции, не недели, а для доказательства таких изменений требуются намного более тщательные исследования»,
— сказал он «Газете.Ru».
С ним согласился и Александр Бутенко. Он сообщил, что мутация вирусов – это вечный процесс, соответственно шансы, что новые варианты SARS CoV-2 будут менее патогенными (болезнетворными — «Газета.Ru»), действительно есть. «Существует вероятность, что новый коронавирус в таком виде, как он есть сейчас, исчезнет так же, как это было с его предыдущими «собратьями», в то же время существуют и риски, что он превратится в еще более опасную версию себя», — рассказал вирусолог «Газете.Ru».
Он добавил, что для изучения этого вопроса нужно прибегнуть к методу секвенирования геномов (определения их аминокислотной или нуклеотидной последовательности — «Газета. Ru»). «Для этого надо исследовать массу генетических материалов у людей на разных географических территорий и проверить изменчивость вируса. Если будут изменения на генетическом уровне, то тогда уже можно говорить, что вирус действительно ослабевает», — заключил эксперт.