На Кубани состоялось прощание с аспиранткой СПбГУ Анастасией Ещенко, в убийстве которой обвиняется доцент Олег Соколов. Отпевание прошло в Троицкой церкви в станице Старовеличковской Калининского района Краснодарского края, где родилась девушка.
На богослужение пришли около полусотни человек: храм не смог вместить всех желающих, поэтому многим пришлось стоять на улице. На протяжении всего времени гроб оставался закрытым.
«Никто ничего не говорил, было много слез», — рассказал сотрудник местной администрации «Интерфаксу». После девушка была похоронена на местном кладбище.
Накануне адвокат арестованного за убийство Ещенко историка Олега Соколова призвал средства массовой информации к «всеобщему трехдневному трауру и молчанию» в связи с похоронами убитой. По мнению Александра Почуева, журналистам стоит воздержаться от публикаций, чтобы оградить родных и близких девушки от «назойливых напоминаний» о произошедшем.
«Чрезмерное смакование подробностей преступлений вряд ли может свидетельствовать о присутствие культуры милосердия в обществе. От лица Соколова и его семьи защита еще раз передает слова о глубоком раскаянии, скорби о содеянном и осознании непоправимости ситуации», — сообщил Почуев «Газете.Ru».
Адвокат также отметил, что ранее Соколов предложил материально помочь родным погибшей с организацией ее похорон. Этот жест не означает, что доцент хочет «откупиться», пояснил Почуев. Его подзащитный сделал это предложение в надежде смягчить ситуацию.
Экс-преподаватель СПбГУ Олег Соколов убил аспирантку Анастасию Ещенко 7 ноября: по предварительной версии следователей, опубликованной изданием «Фонтанка», он четыре раза выстрелил в спящую девушку, после чего расчленил ее тело и попытался выбросить в реку Мойку в Санкт-Петербурге. Свою вину он уже признал.
На этой неделе соседка Анастасии Ещенко по общежитию — Евгения Лукьянова — решила поделиться с общественностью отрывками переписки с убитой, в которых девушка рассказывала об отношениях с Олегом Соколовым. Скриншоты были опубликованы во «ВКонтакте» вместе с большим комментарием.
По словам Евгении Лукьяновой, она жила вместе с Ещенко в одной комнате с 2014 по 2016 год. О романе с преподавателем подруга впервые сказала ей в январе 2015 — тогда же девушка обозначила, что не намерена рассказывать ничего родителям.
«Нет, не говорила. Пока еще рано. Соколов так сказал», — пишет Анастасия.
По прошествии двух лет Ещенко призналась подруге — отношения с возлюбленным стали напряженными. Как написала Лукьянова в своем посте, Настя занималась изучением эпохи Наполеона и участием в реконструкциях только ради Соколова.
«Скакала по камням на коне, потому что он сказал. Ради него занималась Наполеоном (она не могла без истории России начала XX века, чувствовала, что теряет себя в его интересах, со временем старалась совмещать)», — написала подруга убитой.
В переписке эту мысль подтверждает и сама Ещенко: «Я всегда боялась в этом открыто признаться, сейчас я стараюсь это исправить и делать то, что я как я-самое не могу не делать».
Из сообщений также следует, что Соколов не давал Ещенко возможности наладить контакт с его дочерьми. В связи с этим пара провела Новый год отдельно друг от друга. «Я дома, я решила, что ему будет лучше провести праздники с детьми. Хотя это очень больно, но, кажется, правильно», — писала девушка. Она также рассказывала подруге, что жена Соколова знала об их романе, и ей это было удобно.
Говоря о своих планах поступить в аспирантуру, Ещенко говорила, что в качестве научного руководителя не собирается выбирать возлюбленного, поскольку он кандидат наук, а не доктор. «Даст Бог, все у нас будет хорошо», — говорила Анастасия.
В своем посте Лукьянова описала, с какой нежностью Ещенко рассказывала о своих отношениях с Соколовым.
«Рассказывала, обнимая плюшевого медведя, как они с Соколовым бултыхали ногами в Неве и как он бежал к ней, а с ноги у него слетел ботинок. Настя очень ценила разговоры с ним. Она так летала и так лучилась, что верилось в то же самое со стороны Соколова», — пишет Евгения.
Отдельное внимание в своем послании Евгения уделила попыткам некоторых людей оправдать Соколова.
«Это не «оступился раз в своей долгой, честной жизни», как он выразился, слезно выпрашивая телевизор и очки, чтобы продолжать работать. Он убил и расчленил человека. Очень хорошего человека», — заключила Евгения.
Раннее знакомая Ещенко, которая вместе с ней училась в СПбГУ, также рассказала «Газете.Ru», что о романе Соколова и Ещенко знали все, однако никто ее за это не осуждал. У большинства студентов девушка вызывала только симпатию.
«С Настей я не общалась последние пару лет, до этого мы вместе занимались в театральном кружке. Я знаю только, что в последнее время она очень серьезно занималась наукой. Очень добрая и открытая девушка, всегда готовая прийти на помощь тем, против кого настроен коллектив. Это очень редкое качество», — рассказала Алина Ампелонская.
Только хорошие воспоминания об Анастасии сохранились и у учителей школы №4 в Краснодарском крае, которую она окончила в 2012 году.
«Это был очень думающий, философски настроенный человек. Настя уже в школе увлекалась историей, особенно XVIII и XIX века. Мы еще все шутили, что она опоздала родиться — «девочка из прошлого», — рассказала одна из учителей «МК». По словам педагогов, на время каникул Анастасия всегда приезжала в станицу с кипой рукописей и книг, все время что-то читала и писала.
В той же школе №4 физкультуру преподает отец Ещенко. Ранее учителем там работала и мать девушки — позже она решила поменять профессию и возглавила отделение по работе с личным составом в местном отделении полиции.
«У них вообще очень достойная семья, — рассказывают в школе. — Для всех нас это большое горе. Насте прочили большое будущее. С ее умом и увлеченностью она вполне могла бы в будущем защитить и кандидатскую диссертацию, и докторскую».
О том, что гибель Анастасии Ещенко стала большой потерей для исторического сообщества, ранее заявлял петербургский историк Егор Яковлев, сотрудничавший с Соколовым.
«Настя была очень скромной, воспитанной и деликатной девушкой. Она сопровождала Олега Соколова на всех наших фестивалях, помогая ему готовить презентации и демонстрировать их на большом экране. Но гораздо важнее, что она вовсе не являлась безликой ассистенткой мэтра: в ней жил увлеченный самобытный исследователь», — написал Яковлев на официальной странице научно-популярного проекта «Цифровая история». Он также подчеркнул, что любые попытки переложить ответственность за трагедию на Ещенко «мерзки и отвратительны».