Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершили расшифровку записи с бортового речевого самописца Ан-148, потерпевшего катастрофу в Подмосковье 11 февраля. МАК скопировал данные «черного ящика» с записью последнего полета самолета и провел предварительный анализ переговоров в кабине пилотов.
Версия о том, что причиной катастрофы стало расхождение данных по скорости полета Ан-148, была подтверждена изучением записи.
Как сообщает RT, комиссия МАК по расследованию катастрофы заявила, что копирование и анализ записи аварийного полета были произведены после установки «черного ящика» в технологическое наземное устройство и восстановления информационных и питающих шлейфов.
Данные параметрического самописца ранее показали, что отличающиеся показатели скорости воздушного судна были вызваны обледенением приемников полного давления, замеряющих скорость самолета. Вопреки предписаниям контрольной карты, пилоты не включили обогрев датчиков на фюзеляже самолета.
Расшифровка записей бортового речевого самописца Ан-148 показала, что пилоты ознакомились с контрольной картой, проверив работу различных приборов, механизмов и узлов самолета, но при этом не стали включать обогрев индикаторов скорости.
Уже находясь в воздухе, летчики обратили внимание на противоречащие друг другу критически низкие показания скорости на дисплее датчика скорости. Переругиваясь, пилоты попытались решить эту проблему, увеличив скорость полета и наклонив нос Ан-148 к поверхности земли, после чего на огромной скорости лайнер врезался в землю и разбился.
Последние секунды записи «черного ящика» содержат неразборчивые крики пилотов.
Источник добавил, что по результатам экспертизы речевых самописцев можно предположить, что пилоты так и не поняли, что стало причиной противоречивых скоростных показаний приборов. Из-за этого они не смогли найти верное решение для разрешения чрезвычайной ситуации.
В четверг, 15 февраля, официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко сообщила, что специалисты МАК передали расшифрованные данные со второго речевого самописца в распоряжение СКР. Данные МАК были получены СКР в ходе расследования уголовного дела по факту крушения Ан-148, сообщила Петренко. Материалы были приобщены к делу, добавила она.
Петренко отказалась при этом раскрывать содержание записей бортового речевого самописца, сославшись на тайну следствия.
13 февраля в СКР заявили, что взрыв самолета произошел уже после столкновения с землей, а в момент падения воздушное судно «находилось в целостности». После крушения Ан-148 и гибели 71 человека, находившегося на его борту, СКР возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Министр транспорта России Максим Соколов заявил, что предварительные причины крушения Ан-148 в Подмосковье могут стать известны в ближайшее время. «Как только будут понятны предварительные причины, а это может быть уже в ближайшее время, то сразу же, вне зависимости от времени суток, на площадке расследователей будут собираться эксперты», — подчеркнул Соколов.
На фоне постепенно завершающегося расследования причин авиакатастрофы руководство «Саратовских авиалиний» приняло решение возобновить эксплуатацию самолетов Ан-148 после ряда технических проверок. Внеочередные проверки проводились специалистами авиационно-технической базы авиакомпании. Рейсы на Ан-148 возобновляются «по текущему расписанию с усиленным экипажем», в состав команды самолета будет входить пилот-инструктор. В компании также отметили, что
воздушные суда, которые входят в авиапарк «Саратовских авиалиний» соответствуют всем требованиям эксплуатационной документации.
Самолет «Саратовских авиалиний» Ан-148 разбился в воскресенье, 11 февраля, спустя буквально несколько минут после вылета из московского аэропорта «Домодедово». Самолет летел в город Орск (Оренбургская область). Самолет исчез с экранов радаров и перестал выходить на связь, упав в районе деревни Аргуново в Раменском районе Подмосковья.
На борту находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Ни один человек из 71, находившихся на борту, не выжил.