Катастрофа
В свой последний полет рейс 9268 отправился в 03:50:06 UTC (05:50:06 по местному времени и 06:50:06 мск). В 04:13:00 лайнер резко снизил высоту, а затем исчез с радаров.
Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками. Однако спасти воздушное судно уже было невозможно. Обломки лайнера были обнаружены неподалеку от города Эль-Ариш — они оказались разбросаны на протяжении 13 км на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км.
На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщали, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте. Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако были трое граждан Украины и один белорусский гражданин.
Среди погибших оказались заместитель главы Пскова Александр Копылов, который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Погибли 24 ребенка.
Самому маленькому пассажиру Дарине Громовой было всего десять месяцев, ее фотография, опубликованная многими мировыми изданиями, стала символом трагедии над Синаем.
Причины
В первые дни после катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. В предварительном докладе, выпущенном Египтом в конце прошлого года, не было ни одного слова о теракте на борту судна.
Однако все свидетельства указывали на обратное.
Через несколько часов после аварии ответственность за взрыв взяли на себя боевики запрещенного в России «Исламского государства» (организация запрещена в России).
Организатором взрыва называли Абу Усаму аль-Масри, главаря группировки «Вилаят Синай», считающейся египетским подразделением ИГ. Позже через дружественные им СМИ террористы продемонстрировали фотографии взрывного устройства — им оказалась самодельная бомба, выполненная из обыкновенной алюминиевой банки. Боевики ИГ также утверждали, что пронести устройство на борт самолета они смогли после того, как нашли некую лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.
По данным источников Reuters, бомбу на борт самолета пронес механик египетской компании EgyptAir. Его двоюродный брат, как выяснилось, за год до трагедии уехал в Сирию и присоединился к «Исламскому государству».
Официально представители Египта заявляют, что не нашли никаких доказательств того, что крушение российского самолета связано с актом терроризма.
Однако источник Reuters подтвердил, что были задержаны четыре человека: это механик, два сотрудника полиции и грузчик из багажной зоны.
Как считается, эти люди оказали прямое или косвенное содействие в доставке бомбы на борт А321.
Расследование позволило скорректировать информацию о предполагаемом размещении бомбы в салоне. Она располагалась в специальном багажном отсеке — bulk-камере, где обычно перевозят негабаритные грузы.
Террористы спрятали взрывное устройство между детскими колясками и плетеной мебелью.
Точный эпицентр взрыва эксперты установили, проведя выкладку оставшихся фрагментов лайнера в ангаре в аэропорту Каира. Оставшиеся элементы обшивки позволили создать аналог проекции самолета на плоскость. При подобном расположении взрывного устройства небольшого размера взрыв моментально привел к отрыву хвостовой части, что сделало самолет неуправляемым.
Реакция властей
Сразу после крушения самолета Следственный комитет России возбудил два уголовных дела по статьям «Нарушение правил полетов и подготовки к ним» и «Оказание небезопасных услуг». Через неделю после катастрофы глава ФСБ Александр Бортников предложил президенту России Владимиру Путину приостановить полеты российской авиации во все аэропорты Египта. А спустя десять дней Бортников доложил президенту, что причиной катастрофы A321 стал теракт.
Решение приостановить авиационное сообщение с Египтом «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения» вступило в силу 6 ноября. В тот же день был организован вывоз российских туристов из Египта по факту окончания туристских путевок, при этом на борт самолетов разрешалось брать только ручную кладь, а весь остальной багаж доставлялся специальными рейсами МЧС.
Вечером 16 ноября Владимир Путин на совещании по итогам расследования причин авиакатастрофы заявил, что Россия найдет и покарает организаторов теракта.
«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников, — подчеркнул президент. — Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».
Кроме того, Путин приказал усилить удары авиации по объектам «Исламского государства» в Сирии. После этого приказа была усилена авиационная группа ВВС России в Сирии, а к бомбардировкам также были подключены самолеты дальней авиации. «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — добавил президент.
«Сад памяти»
Накануне, 30 октября, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам трагедии «Сад памяти». «Мы планируем посадить здесь 224 дерева, по числу погибших в результате теракта над Синаем. И этот сад, «Сад памяти», будет каждый год расцветать, будет жить. А в наших сердцах будет жить память о родных, близких, друзьях и земляках, летевших рейсом 9268», — заявил губернатор региона Александр Дрозденко.
Проект «Сад памяти», разработанный студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Благодаря системе освещения памятник будет виден в темное время суток проезжающим по Дороге жизни (сегодня это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье). Торжественное открытие «Сада памяти» произойдет через год, в канун второй годовщины египетской трагедии.
Накануне родственники погибших буквально засыпали цветами заложенный в Петербурге памятник.
Ждать первых итогов следствия по трагедии над Синаем им осталось недолго: предварительные итоги расследования, по данным источника египетской газеты «Аль-Ватан» в министерстве гражданской авиации АРЕ, будут опубликованы в течение ближайших 60 дней.