Атака на США 11 сентября: хроника событий
15 лет назад произошли трагические события 9/11
Для более глубокого понимания того, что происходило в тот день на бортах захваченных самолетов, посмотрите (и послушайте) наш спецпроект «Последние слова 11 сентября».
До встречи на страницах «Газеты.Ru»!
На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию событий 9/11, которые изменили мир. Для вас ее вели Артур Громов и Александра Морозова.
В 20.30 по местному времени Джордж Буш делает обращение к нации из Белого дома: «Сегодня наши соотечественники, наш образ жизни, сама наша свобода были атакованы серией преднамеренных и смертоносных террористических актов».
Перед тем как лечь спать, в районе 23.30, Буш делает запись в дневнике: «Сегодня был Перл-Харбор XXI века… Мы думаем, что это Усама бен Ладен».
В 19.24 конгрессмены собираются на ступенях Капитолия, чтобы исполнить «God Bless America» («Боже, благослови Америку»).
В 17 часов 20 минут 33 секунды обрушивается 47-этажное здание Всемирного торгового центра 7 (также известное как Salomon Bros. Building).
Это здание получило многочисленные повреждения в момент падения башен ВТЦ, однако сторонники конспирологических теорий предполагают, что оно было взорвано. Как, впрочем, и башни-близнецы.
В 16.25 New York Stock Exchange, NASDAQ и Американская фондовая биржа сообщают о том, что они останутся закрытыми до 12 сентября. В общей сложности, атаки 9/11 нанесли Штатам урон в размере $3,3 трлн.
В 13.04 Буш поднимает уровень готовности вооруженных сил до (высшего) статуса «Дельта». Спустя почти два часа, в 14.50, он прибывает на военно-воздушную базу Оффут, Белвью, штат Небраска, чтобы созвать телеконференцию Совета национальной безопасности США через Стэтком бункер. В 16.36 Буш покидает авиабазу Оффут на Air Force One и направляется в Вашингтон.
В 12.01 нью-йоркского времени 14 человек, в том числе 12 пожарных, находившихся на лестнице Северной башни в момент ее падения, выходят на поверхность. В общей сложности только 23 человека удалось вытащить из-под завалов башен ВТЦ, 15 из них — спасатели. Последний выживший был найден под обломками Северной башни спустя 27 часов после ее падения. Всего медицинская помощь понадобилась 6294 жителям Нью-Йорка.
Жертвами атак 9/11 числятся 2977 человек, большинство погибших были гражданскими лицами.
К 11:53 по Нью-Йорку United Airlines подтвердила потерю всех четырех самолетов, задействованных в терактах.
«Это до сих пор очень тяжело — думать о тех, кто находился в офисах и уже понимал, что не выживет, — поделилась с «Газетой.Ru» жительница Нью-Йорка Аманда Смит. — От ударов самолетов до обрушения зданий прошел примерно час. Люди на верхних этажах оказались заблокированы и могли только звонить своим друзьям и любимым. В эсэмэсках и в разговорах не было ненависти к террористам, они говорили только о любви, о том, как ценна жизнь, и прощались с близкими. Когда я думаю об этом, я не могу сдержать слезы, а в горле стоит комок. И я понимаю, что человеческая жизнь, отношения — это самое важное».
«Это ужасно, но я действительно не чувствую сильных эмоций по этому поводу, — рассказал один из жителей США, попросивший остаться анонимным. — Я не знаю никого в том районе. А может, я не настолько патриотичен, как мои земляки. Но у меня не было иллюзий, что Америка неприкасаемая. На мой взгляд, реакция Штатов на эту трагедию несколько сюрреалистична». Судя по всему, под «реакцией» собеседник «Газеты.Ru» подразумевал вторжение США в Ирак, которое стало своеобразным «ответом» на атаки 9/11.
«Все казалось нереальным, я не ощущал никаких эмоций, — рассказал «Газете.Ru» лингвист Джонатан Смайлоу. — Я учился в университете в Олбани, два часа езды к северу от Нью-Йорка. Утром занятий не было, и я встал поздно. Мой сосед по общежитию сказал: «Они взорвали башни-близнецы!» Я ответил что-то вроде: «О, да?» — и ушел в ванную. Вернувшись, я заметил странное выражение на лицах соседей: они смотрели телевизор. У меня появилась мысль, что там, наверное, что-то хуже, чем я думал. На экране показывали картинку: одна башня дымилась, второй уже не было. У меня не возникло злости или печали, было лишь интересно, как такое вообще могло произойти. Четыре дня спустя мы сели в автобус и приехали на Манхэттен. Я увидел два столба дыма на месте башен. Но опять же я не смог ощутить размер трагедии, не мог представить, что здесь погибли две тысячи людей. Все казалось нереально. Я мог только думать, как после четырех дней завалы все еще дымят. Это наводило на мысль, каких огромных масштабов действие произошло здесь».
«Было странно: мы не могли ничего разглядеть сквозь стекла. Было ощущение, что на окна натянули серую пленку, — вспоминал собеседник «Газеты.Ru». — Когда мы вышли на улицу, там было что-то нереальное. Выглядело так, словно была сильная метель: все было белым-бело. Мы натянули футболки на лица (только так можно было не вдыхать эту пыль) и направились на юг, к порту. И тут внезапно мы вышли под ослепительное солнце, и вокруг опять оказался прекрасный ясный день».
«Это было похоже на звук приближающейся ракеты, а потом — «бум!» Все случилось очень быстро. Я замер на месте, развернулся и бросился в ближайшее здание. Там был охранник, я спросил его: «Тут есть бомбоубежище?! Это точно ракета!» Я не мог представить, что это был второй самолет: это было невероятно. Но люди, забежавшие в здание с улицы, рассказали о втором лайнере. Они говорили, что из окон башен прыгают люди. Я вышел на улицу, от башен-близнецов прямо на меня бежали люди. Я тоже побежал — обратно в офис, там все смотрели прямую трансляцию по телевизору, говорили, что это война. Мой друг схватил вещи и сказал, что уходит отсюда. Но остальные остались. Мы готовились к торговле на рынках, так как знали, что если рынок будет открыт, то появится возможность сделать много денег. Но он так и не открылся, ни в этот день, ни в течение нескольких следующих. Впрочем, нам уже было все равно: все наши кабели, линии связи проходили под ВТЦ. В итоге наш офис закрылся на две недели, а мы работали на другом месте».
«Был очень красивый день, и это навсегда врезалось в память: небо синее, ни одного облачка, не слишком жарко, не холодно. <...> Я смотрел телевизор, и ведущая сказала что-то о самолете и башне. Сначала было некоторое замешательство, так как было неясно, что это большой пассажирский авиалайнер. Были предположения, что это, скорее, маленький частный борт. Я сказал моему другу: это явно не случайность. Ведь рядом река Гудзон, и пилот, если он в здравом уме, предпочел бы попытаться посадить самолет на воду, что, кстати, произошло несколько лет назад. Тогда я подумал о террористах: кто-то сделал это явно намеренно».
Житель Манхэттена Ал Макалтао, после того как первый лайнер протаранил башню ВТЦ, подумал, что журналисты преувеличили размеры самолета, потом у него мелькнула мысль о террористах, а затем решил, что началась бомбардировка. «Никто не мог представить, что там будет два самолета», — рассказывал он «Газете.Ru».
«Друг моей тети был в тот момент в Нью-Джерси, на Тоннель-авеню. Оттуда были видны дымящиеся башни-близнецы, — продолжил Микмюррей. — Движение остановилось: люди выходили из машин и смотрели на происходящее. Второго самолета он не дождался. Сказал, что авеню находится между двумя аэропортами — там всегда много самолетов, и он решил на всякий случай уехать с этого места». Спустя пару дней Микмюррей приехал с братом и друзьями в Нью-Йорк. «В воздухе до сих пор висела пыль. Мы попытались записаться в волонтеры, чтобы помочь пожарным, но полицейские сказали, что нужны не дополнительные люди, а доноры крови, — рассказал он. — Меня поразило, что многие туристы фотографировались на фоне пылевого облака и при этом улыбались».
Пять лет назад, во время 10-й годовщины трагедии, «Газета.Ru» беседовала с жителями США, ставшими свидетелями событий 9/11. «Нет-нет, этого не может быть, это как в кино». Такими были мои первые мысли, — рассказал «Газете.Ru» житель соседней Филадельфии, бывший морской пехотинец Марк Микмюррей. — Я спал и услышал, как моя тетя говорит брату: кажется, самолет врезался в одну их башен в Нью-Йорке. Но смысл этих слов дошел до меня не сразу. В гостиной по телевизору в прямой трансляции показывали, как второй самолет врезался в башню. Вот он, Армагеддон, подумал я. Было очень похоже, что какая-то страна развязала войну с Америкой. Вечером мой дядя-священник собрал в церкви людей, все молились».
Пять этажей здания Пентагона обрушиваются из-за пожара в 10 часов 50 минут 19 секунд.
(Недавно избранный и все еще сравнительно молодой) президент Российской Федерации Владимир Путин осуждает террористические акты. 11 сентября он не только первым звонит Бушу, чтобы выразить свои соболезнования, но также выступает по телевидению с заявлением по поводу терактов в США.
«Мы столкнулись с беспрецедентным актом агрессии со стороны международного терроризма. И прежде всего я выражаю искреннее глубокое соболезнование всем пострадавшим и семьям погибших.
Сегодняшние события в Соединенных Штатах выходят за рамки национальных границ. Это наглый вызов всему человечеству. По крайней мере, всему цивилизованному человечеству. И то, что произошло сегодня, лишний раз подчеркивает актуальность предложений России объединить усилия международного сообщества в борьбе с террором, этой чумой XXI века. Россия не понаслышке знает, что такое террор. И поэтому мы лучше всего понимаем чувства американского народа. Обращаясь от имени России к народу Соединенных Штатов, хочу сказать, что мы с вами. Мы целиком и полностью разделяем и чувствуем вашу боль. Мы поддерживаем вас», — заявил Путин.
CNN сообщает о массовой эвакуации в Нью-Йорке и Вашингтоне. Несколькими минутами позже мэр Нью-Йорка отдает приказ об эвакуации Нижнего Манхэттена. К тому времени эвакуация уже была осуществлена в комплексе зданий ООН в Нью-Йорке, в Капитолии в Вашингтоне и других крупных правительственных учреждениях.
Поступает информация о том, что в небе над Штатами летает еще один захваченный самолет. Однако впоследствии оказывается, что это медицинский вертолет, направлявшийся в Пентагон.
10 часов 28 минут 22 секунды. Происходит падение Северной башни ВТЦ. Здание падает через 1 час 41 минуту и 51 секунду после попадания в нее рейса 11.
Вместе с ней полностью разрушается отель «Мариотт» (3 WTC), находящийся между двумя башнями.
Из-за паники в Нью-Йорке начинают распространяться ложные сообщения. Так, Associated Press пишет о взрыве бомбы в машине у здания Госдепартамента США в Вашингтоне. Однако это и несколько других подобных сообщений не находят подтверждения.
Ответственность за теракты берет Демократический фронт освобождения Палестины, однако в тот же день один из руководителей группировки опровергает это.
Рейс 93 падает в 129 км юго-восточнее Питтсбурга, Пенсильвания. Крушение самолета происходит в 10.03.11. Сам момент падения на камеры не попал, однако последствия запечатлить удалось.
По данным комиссии 9/11, целью угонщиков рейса 93 было здание Капитолия или Белый дом. Обстоятельства падения рейса 93 по-прежнему неизвестны на 100%. Существует две версии: либо террористы все-таки захватили самолет, но не справились с его управлением, либо они, осознав, что не смогут выполнить свой план, направили лайнер в землю.
Из лобби Северной башни все это выглядело вот так.
В 09:59:04 разрушается Южная башня ВТЦ. Это происходит через 55 минут и 51 секунду после того, как в нее врезался самолет.
В 16.58 «Газета.Ru» дает новость о том, что два самолета врезались в торговый центр в Нью-Йорке.
Пассажиры рейса 93 организовывают бунт. Решение противостоять захватчикам было принято в результате голосования. Террористы же стали специально раскачивать самолет, чтобы обескуражить пассажиров.
Стоит отметить, что пассажирам 93-го рейса удалось сделать больше всего звонков — 35 по «аэрофону» и два звонка с мобильных телефонов. Послушать их можно в нашем спецпроекте (http://www.gazeta.ru/11september).
Агентство национальной безопасности (АНБ) перехватывает телефонный разговор между приближенным Усамы бен Ладена в Афганистане и «кем-то в Грузии». В разговоре мужчина сообщает собеседнику о «хороших новостях», а также о том, что осталась еще одна цель.
В 9.45 по Нью-Йорку закрывается воздушное пространство США. Гражданским самолетам запрещается взлетать, и всем самолетам, находящимся в воздухе, отдается приказ направляться в ближайшие аэропорты для немедленной посадки.
Между тем здания ВТЦ в Нью-Йорке продолжают гореть. В 9 часов 41 минуту 15 секунд корреспондент «Ассошиэйтед Пресс» Ричард Дрю делает фотографию, которая потом получит название «Падающий человек» и станет символом событий 9/11. Всего из горящих зданий выпрыгнули от 100 до 250 человек, Телеканалы показывали кадры с летящими людьми в прямом эфире.
Рейс 77 врезается в западное крыло здания Пентагона. Время — 9 часов 37 минут 46 секунд. Данная часть Пентагона находится на ремонте, большинство офисов в этом крыле не заняты. Жертвами теракта становятся 64 человека на борту и 125 человек в здании.
Падение самолета снимает камера близлежащего отеля, но пленку сразу же изымают сотрудники ФБР.
Аэропорт Рейган сообщает центру секретной службы Белого дома: «В вашу сторону летит самолет, который не выходит с нами на связь». Речь идет о рейсе 77. В Белом доме начинается эвакуация, вице-президент Чейни (на фото) направляется в подземный бункер по туннелю.
Буш делает первое публичное заявление по поводу террористической атаки перед учениками и учителями школы, в которой он находится.
Рейс 93 получает сообщение от диспетчера авиакомпании United Airlines: «Beware any cockpit intrusion — Two a/c [aircraft] hit World Trade Center.» («Остерегайтесь вторжения в кабину — два самолета врезались в ВТЦ»). Спустя пять минут угонщики штурмуют кабину пилотов рейса 93 и захватывают контроль над самолетом. Диспетчеры в Кливленде принимают радиопередачу рейса 93 и слышат: «Сидите на своих местах. У нас бомба».
СМИ впервые называют Усаму бен Ладена как возможного подозреваемого в организации терактов. Его имя первым произносит корреспондент CBS News Джим Стюарт.
Буш начинает читать школьникам книгу «The Pet Goat». В этот момент начальник штаба Белого дома Эндрю Кард прерывает его, тихо сообщая: «Второй самолет врезался во вторую башню. Америка атакована».
Буш решает продолжить чтение, для того чтобы не вызывать беспокойства у школьников. Спустя 10 минут он покидает класс и направляется в другое помещение школы, уже подготовленное для него секретной службой. Там он связывается с вице-президентом Диком Чейни, с Кондолизой Райс, губернатором штата Нью-Йорк Джорджем Патаки, директором ФБР Робертом Мюллером.
9 часов 3 минуты 2 секунды: рейс 175 врезается на скорости около 959 км/ч в южную сторону южной башни ВТЦ между этажами 78 и 85. Фрагменты самолета пробивают здание насквозь и вылетают с восточной и северной сторон. За этим в прямом эфире наблюдают миллионы американцев.
В здании начинается эвакуация всех, кто находился ниже зоны попадания самолета. Остальные отправляются на крышу в надежде на спасение.
В 9.00 Питер Хенсон, находящийся на рейсе 175, звонит своему отцу в Коннектикут:
«Все плохо, отец. Стюардессы ранены. У них (угонщиков), похоже, ножи и газ. Они говорят, что у них есть бомба. Ситуация на самолете очень плохая. Пассажиры в панике, некоторым плохо. Самолет совершает резкие движения. Я не думаю, что это пилот управляет самолетом. Я думаю, что мы идем вниз. Я думаю, что мы направляемся в Чикаго или еще куда-нибудь и врежемся в здание. Не волнуйся, папа. Если это произойдет, все будет очень быстро. Боже мой, боже мой».
Рейс 77 поворачивает на восток и в течение 36 минут летит в направлении Вашингтона, не отслеживаемый диспетчерами.
(Сравнительно недавно избранный) президент Джордж Буш находится в начальной школе имени Эммы Букер флоридского города Сарасота. В 8.55 его советник Карл Роув сообщает, что в здание ВТЦ врезался «небольшой двухмоторный самолет».
Буш связывается с советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, находящейся в Белом доме. Райс сообщает ему, что это был коммерческий авиалайнер.
В южной башне ВТЦ звучит объявление о том, что здание «безопасно», и работникам предлагается вернуться на свои рабочие места.
Бортпроводник рейса 175 связывается с офисом авиакомпании United Airlines в Сан-Франциско и сообщает о захвате самолета.
В то же время два самолета F-15 взлетают с авиабазы Отис, чтобы патрулировать воздушное пространство над Лонг-Айлендом.
Начинается самый первый телевизионный репортаж о происходящих событиях местной телекомпании WNYW (кадры с места событий прерывают показ трейлера к фильму «Образцовый самец»). Практически одновременно подключаются журналисты CNN — на сайте начинается трансляция с субтитрами «WORLD TRADE CENTER DISASTER». По телеканалу ABC в этот момент идет передача Good Morning America, ее прерывают для экстренного сообщения о теракте. На NBC идет программа Today, которую также прерывают.
Рейс 11 на скорости 790 км/ч врезается в северную сторону северной башни ВТЦ (1 WTC), между 93-м и 99-м этажами. Время — 8 часов 46 минут 40 секунд. Самолет пробивает здание до середины, вспыхивает огромный пожар. Те люди, кто остался ниже 93-го этажа, эвакуируются, те, кто оказался выше, — попадают в ловушку.
Стюардесса Эми Свини рейса номер 11 передает по телефону в офис American Airlines в Бостоне: «Что-то не так. Мы быстро снижаемся… Я вижу воду. Я вижу здания. Я вижу здания… Мы летим низко. Мы летим очень, очень низко. Мы летим слишком низко».
Ее последние слова: «О Боже!» После этого звонок прерывается громкими устойчивыми помехами.
Из международного аэропорта Ньюарк в Сан-Франциско вылетает самолет Boeing 757 United Airlines рейс 93. На борту 37 человек и четыре угонщика: Зияд Джаррах (лидер угонщиков и пилот), Ахмед Аль-Нами, Ахмед Аль-Хазнави и Саид Аль-Гамди.
Американские военные получают первое оповещение о захвате рейса 11 — Бостонский центр оповещает восточный сектор ПВО (NEADS) и северный сектор NORAD. Диспетчер запрашивает помощь в перехвате самолета.
С рейса 11 поступает еще одна передача: «Никому не двигаться, пожалуйста. Мы направляемся в аэропорт. Не делайте глупостей». В этот же момент Бостонский центр связывается с авиабазой Отис Национальной гвардии США и сообщает о захвате самолета.
Рейс 11 совершает разворот на 100 градусов на юг и берет курс в Нью-Йорк. Мохамед Атта по ошибке нажимает кнопку, подключающую микрофон к радио (судя по всему, он перепутал ее с кнопкой внутрисалонной связи) и объявляет: «У нас несколько самолетов. Ведите себя тихо, и все будет хорошо. Мы возвращаемся в аэропорт. Никому не двигаться. Все будет в порядке. Если вы попытаетесь двигаться, вы подвергнете опасности и себя, и самолет. Сидите тихо».
American Airlines рейс 77 (Boeing 757) c 58 пассажирами и шестью членами экипажа вылетает из вашингтонского международного аэропорта Даллес, направляясь в Лос-Анджелес. На борту снова пять угонщиков: Хени Хенджор (лидер угонщиков и пилот), Наваф Аль-Хазми, его брат Салим, Халид Аль-Михдар и Маджед Мокьед. Захват рейса 175 происходит между 8.42 и 8.46: Файез Банихаммад и Моханд Аль-Шехри убивают пилотов, в то время как Хамза и Ахмед Аль-Гамди сгоняют всех пассажиров и бортпроводников в заднюю часть самолета. В районе 8.54 рейс 77 изменяет курс, разворачиваясь на юг над Огайо.
Первой о захвате сообщает Бетти Онг, стюардесса рейса 11: «Кабина пилотов не отвечает, кто-то ранен в бизнес-классе, я думаю, они применили слезоточивый газ, мы не можем дышать, я не знаю, выглядит так, как будто мы захвачены».
Одновременно с этим из аэропорта Логан вылетает рейс 175 United Airlines, еще один полностью заправленный Boeing 767 с 56 пассажирами и девятью членами экипажа на борту. На нем также пятеро захватчиков — Марван Аль-Шеххи (получивший лицензию коммерческого пилота во время обучения в Южной Флориде, пройдя курс вместе с угонщиком рейса 11 и главой группы террористов Мухаммедом Аттой), Файез Банихаммад, Хамза Аль-Гамди и его брат Ахмед, а также Моханд Аль-Шехри.
На часах 8.14 по нью-йоркскому времени. Именно в этот момент происходит захват рейса номер 11 American Airlines Бостон – Лос-Анджелес с 92 людьми на борту. Это первый самолет, задействованный в теракте. На борту самолета находятся пять угонщиков: Мухаммед Атта, Валид Аль-Шехри, его брат Ваиль, Абдулазиз Аль-Омари и Сатам Аль-Суками. Захват происходит после того, как братья Аль-Шехри встают со своих мест и убивают двух бортпроводников. Затем они выламывают дверь в кабину пилотов и, убив обоих пилотов, берут управление самолетом под свой контроль. Управляет бортом Мухаммед Атта — член исламистской террористической организации «Аль-Каида (организация запрещена в России)» и лицензированный коммерческий пилот.