Серия запретов на ношение буркини (произошло от слов «бурка» и «бикини») — мусульманского купального костюма для женщин — в различных городах Франции получила поддержку от руководства страны. В среду по поводу запрета костюма высказался премьер-министр Мануэль Вальс.
«Буркини — это трансляция политического проекта, общества, несогласного с идеологией, которое основано, в частности, на порабощении женщин», — заявил политик в беседе с местным изданием La Provence. Он добавил, что последователям ислама необходимо, как и последователям других религий, быть благоразумными при проявлении религиозных убеждений.
«Это относится к каждому, в том числе и при посещении ими общественных мест, так как все имеют равные права и равную ответственность, вне зависимости от религии», — отметил премьер.
Он также заявил, что в момент, когда все французское общество подвергается терактам, которые совершаются от имени «неверно истолковывающих ислам», каждый гражданин страны должен осознавать ответственность и следовать принципам Французской Республики, одним из которых является светскость.
Корсиканский город Сиско тем временем стал очередным населенным пунктом во Франции, власти которого запретили носить на пляжах буркини.
Мэр городка Анже-Пьер Вивони решил запретить эту одежду после того, как в минувшую субботу там произошли столкновения местных жителей с выходцами из североафриканского региона, которые посетили городской пляж.
Как сообщает французское МВД, в результате потасовки как минимум четверо ее участников получили серьезные травмы, кроме того, были сожжены три машины.
Ранее буркини были запрещены на территории двух других французских регионов — Каннов и Вильнев-Лубе.
Вопрос о традиционной для мусульманских женщин одежде уже не раз становился причиной серьезных дискуссий во французском обществе.
В апреле 2011 года в стране был введен запрет на ношение никаба — платка, который закрывает все лицо, за исключением глаз.
Франция стала первой страной Старого Света, которая решилась на подобную меру. Запрет был мотивирован тем, что полицейским почти невозможно искать подозреваемых в преступлении, если те носят никаб, так как под ним не видно лица человека. Нарушительницам этой законодательной нормы грозит штраф в €200. Это решение вызвало резкий протест французского мусульманского сообщества. А 13 августа нынешнего года судебная тяжба в Ницце по поводу запрета на буркини закончилась тем, что судьи безоговорочно поддержали решение властей запретить этот купальный костюм.
В случае если посетительница пляжа нарушит этот запрет, то ее ждет штраф в €38.
Впрочем, эта мера ждет ее, только если она совершит повторно это правонарушение. На первый раз ей сделают выговор и предложат либо покинуть пляж, либо надеть обычный купальник. Общественная организация «Объединение против исламофобии во Франции» уже сообщила журналистам, что будет обжаловать это постановление суда.
«Буркини — это что-то вроде униформы, это как символ исламского экстремизма. Вот почему я запретил эту одежду этим летом» — так обосновал запрет на мусульманские купальники мэр Канн Давид Лизнар. Его заявление несколько удивило французских мусульман, потому что ранее он выделил крупный участок земли в городе под строительство крупной мечети. Ее создание финансируется спонсором из Саудовской Аравии.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Ольга Трофимова считает, что, несмотря на жесткую реакцию мусульманского сообщества Франции, запрет на буркини не приведет к терактам или серьезным вспышкам напряженности на религиозной почве в стране.
«Власти там последовательно борются против подобных проявлений верующими их религиозных воззрений. Достаточно вспомнить запрет на никабы или запрет носить открыто крестики учениками католических школ. Все это вызывало осуждение религиозных деятелей или общественных организаций, выступающих в защиту прав верующих. Но к каким-то демонстрациям или терактам, направленным против подобных запретов, это не приводило», — уверена эксперт.
Исламовед Роман Силантьев считает, что запреты той или иной одежды носят символический характер и не призваны в принципе решать эту проблему.
«У французов никабы и буркини ассоциируются не с исламом, а с терроризмом. Так же как и в России, если женщина идет в глухом черном платке, то от нее все шарахаются, в том числе сами мусульмане. И эти меры призваны показать, что в данном обществе кому-то не рады. Сюда же можно отнести и запрет на литературу экстремистского содержания. Проблему ваххабизма он не решит, но покажет отношение государства к ней. Все это ответная реакция французов на радикальных исламистов, которых там все больше и которые устраивают теракты», — сказал специалист.
По его словам, запрет имеет и негативные стороны. «Те же ваххабиты получают повод кричать об исламофобии и привлекать в свои ряды недовольных этим. Проблема ведь не в мусульманах, а в ваххабитах. Если вы пускаете к себе в квартиру миллионы людей, которые вас ненавидят, создаете им все условия, а потом запрещаете носить какую-то одежду, то вряд ли из этого выйдет что-то хорошее. Надо выгнать всех религиозных экстремистов, а с умеренными мусульманами пытаться договориться. Французы и сами это понимают, но подозреваю, что уже не могут этого сделать», — заключил Силантьев.