Зампред ЦБ России Александр Торшин мог инструктировать членов Таганской ОПГ по вопросам отмывания денег через банки и недвижимость в Испании. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на конфиденциальный доклад испанской полиции, попавший в распоряжение агентства.
Расследование этого дела продолжалось в течение трех лет и было завершено в 2013 году.
Помощь бандитам Торшин якобы оказывал в то время, когда был сенатором Совета Федерации. При этом Торшину не было предъявлено каких-либо обвинений, и в суд он также не вызывался. Сам Торшин отрицает наличие каких-либо связей с ОПГ и говорит, что его отношения с ее лидером, бывшим директором завода «Кристалл» Александром Романовым, являются «исключительно социальными». По словам Торшина, с Романовым они не общались с момента его ареста в 2013 году, а познакомились в 90-е годы.
«Я должностное лицо, и я не прячусь, — заявил агентству Bloomberg Торшин. — В последний раз мы говорили 27 ноября 2013 года, когда он позвонил мне, чтобы поздравить с днем рождения».
Доклад испанских правоохранителей рисует другую картину отношений Торшина и Романова: «В рамках иерархической структуры ОПГ российский политик Александр Порфирьевич Торшин стоял над Романовым, который называл его «крестным отцом» или «боссом» и осуществлял [различную] деятельность и инвестиции от его имени».
В мае прошлого года Романов заключил сделку с испанскими правоохранителями и получил наказание в виде трех лет и девяти месяцев лишения свободы за участие в отмывании €1,6 млн. Экс-бизнесмен был задержан на острове Майорка в 2013 году. В его шале были обнаружены два компрометирующих письма из переписки с Александром Торшиным, которые легли в основу доклада испанской полиции наравне с их телефонными разговорами от 2012–2013 годов. Оба письма были связаны с рейдерским захватом ООО «Афганец» универмага «Москва» в Москве. Одно из них — письмо Александру Торшину, написанное руководителем ООО «Афганец», в котором он просит вмешаться, поскольку вооруженные люди, связанные с предыдущим собственником торгового центра, требуют определенной информации.
Во втором письме содержится ответ прокурора Виктора Гриня Торшину, в котором замгенпрокурора РФ успокаивает Торшина и заявляет, что «меры приняты».
Примечательно, что на данном письме стоит государственная печать.
По данным базы «Контур.Фокус», Торшин является соучредителем фонда «Альтэнерго», фонда «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика», который получал подряды от Министерства образования РФ, фонда «Концепт», НП «Русский дом в Париже». Также он возглавляет общественную организацию «Российский союз налогоплательщиков» и региональную общественную организацию «Национальная экспертная палата».
Кроме того, Александр Торшин входит в состав учредителей группы компаний «Академия: Кутафин и партнеры». Помимо всего прочего, бывший сенатор вместе с женой Ниной является соучредителем Международного гуманитарного фонда по сохранению христианских святынь Косово и Метохии «Международный фонд святого Саввы Освященного», который, согласно уставным документам, занимается деятельностью по предоставлению финансовых услуг. По данным базы «Контур.Фокус», Нина Торшина также является совладелицей ЗАО «Лайф».
В 2011–2014 годах Нина Торшина засветилась в арбитражных судах из-за спора вокруг долей в компании «Эстен». В 2015 году эта компания была ликвидирована.
В пресс-службе ЦБ заявили, что нет весомых причин считать утверждения Bloomberg о связях Торшина и Романова имеющими под собой основания. «Ни Банк России, ни Александр Торшин никогда не были официально ознакомлены с материалами испанских правоохранителей, на которые ссылается агентство Bloomberg. Ни испанская прокуратура, ни представители каких-либо других органов никогда не связывались с Александром Торшиным по поводу этого расследования», — сообщил представитель регулятора.
Игорь Васин, российский адвокат Александра Романова, отказался комментировать «Газете.Ru» информацию о связях своего клиента с Торшиным, сославшись на то, что об этом деле ему ничего неизвестно.
Впрочем, биография Романова и без этого хорошо описана в открытых источниках. Директором завода «Кристалл» Романов стал в 2000 году, а до этого работал в Центробанке и в компании «Роснефть». Тогда после длительного спора хозяйствующих субъектов брать завод под контроль, по словам самого бизнесмена, пришлось «с помощью автоматчиков», применяя «тактику, которой учили в 1990-х». В 2005 году в отношении Романова было возбуждено уголовное дело, его арестовали по обвинению в мошенничестве (ст .159 УК). По версии следствия, гендиректор «Кристалла» за счет средств завода купил необеспеченные векселя, причинив ущерб на сумму более 230 млн руб.
В итоге он был осужден на три с половиной года, однако вскоре освободился и уехал жить в Испанию.
Как отмечает Bloomberg, Испания выступает авангардом борьбы ЕС и США против российских преступных группировок, «чьи щупальца достигают высших эшелонов власти в Москве». В мае этого года испанский суд выдал международный ордер на арест 12 граждан РФ, среди которых депутат Госдумы РФ Владислав Резник и его супруга Диана Гиндин, замглава ФСКН Николай Аулов, бывший зампред СКР при прокуратуре Игорь Соболевский. Они подозреваются испанскими правоохранителями в связях с тамбовской (лидер — Геннадий Петров) и малышевской (лидер — Александр Малышев) бандгруппировками, действовавшими на территории Испании еще в 1996 году.
Геннадий Петров является главным обвиняемым по делу «русской мафии» в Испании, в настоящее время он скрывается от правосудия.
Испанские СМИ со ссылкой на власти страны связывают его имя с самыми верхами российской власти: «Петров напрямую связан с политиками и российскими общественными деятелями, в частности с Анатолием Сердюковым, (бывшим) министром обороны России, его тестем, бывшим премьер-министром Виктором Зубковым», — говорится в тексте обвинительного заключения по делу «русской мафии».
Согласно заключению испанских прокуроров, которых цитирует Bloomberg, Петров и Малышев влияли не только на политику России, но и на судебную и исполнительную власть. По данным прокуратуры, они могли контролировать министров, судей и высокопоставленных военных, со многими из которых отношения находились в разряде дружеских. Прокуроры отмечают, что Петров, Малышев и их соратники якобы занимались такими видами противоправной деятельности, как убийства, торговля оружием, вымогательство, мошенничество, взяточничество, контрабанда, незаконный оборот наркотиков, преступления против казначейства и другие.