Как следует из письма, в ночь с 23 на 24 июня 2016 года сотрудниками ПУ ФСБ России по Восточно-Арктическому району были задержаны четыре судна: «Кадет-601», «Леонид Ходыко», «Командор-103», «Кадет-701». Пограничники заподозрили, что рыбаки ведут промысел запрещенными методами и используют для лова так называемые дрифтерные сети. Суда вместе с экипажами были отконвоированы в Петропавловск-Камчатский для разбирательства.
Однако рыбаки утверждают, что не нарушали закона и
ловили рыбу приспособлениями, которые были разработаны во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства, которое подведомственно Росрыболовству.
«Нас подозревают, что мы нарушаем Правила рыболовства, работая неразрешенными орудиями лова. Но мы работаем поверхностными ловушками, чертежи которых разработаны головным отраслевым институтом», — говорится в письме.
Рыбаки объясняют, что поверхностная ловушка — это плавающее орудие лова, которое имеет направляющие крылья. Но в Правилах рыболовства не установлен запрет на крылья или отдельные части ловушек, не регламентирован размер ячейки и другие параметры.
«Мы уверены, что не нарушаем закон. Все разрешительные документы на судах имеются. Так по команде заинтересованных лиц «кошмарят» бизнес в России», — пишут рыбаки.
«Сейчас наши суда задержаны на 72 часа. Время путины очень короткое. Мы готовились к этой работе. Нас ждут дома наши семьи.
Мы вынуждены простаивать и терять драгоценное время. Если в ближайшее время мы не сможем продолжить промысел, рыба уйдет, и это будет означать, что путина сорвана. Мы останемся без заработка, наши семьи — без средств существования», — говорится в письме.
Рыбаки считают, что данная ситуация создалась по вине ФАР, поэтому руководитель ФАР должен подать в отставку.
«Призываем принять срочные меры и остановить беззаконие. Чиновники также должны работать в рамках закона, который сами же издают. Мы готовы начать голодовку, если нам не дадут работать. Мы будем защищать себя и требовать справедливого отношения в рамках закона», — говорится в письме.
В Росрыболовстве подтвердили, что на Дальнем Востоке пограничники задержали несколько судов по подозрению в использовании дрифтерных сетей.
«Да, такое письмо поступило, и мы разбираемся, — сообщили «Газете.Ru» в Росрыболовстве. — В связи с тем что запрет дрифтерного промысла и новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с альтернативными орудиями лова действуют первый год, надо взвешенно оценить ситуацию.
Вместе с тем важно отметить, что сигналы о нарушениях начали поступать от пограничной службы ФСБ России уже неделю назад.
Для обсуждения этой проблемы было проведено межведомственное совещание, где пограничники представили информацию о нарушении правил рыболовства — идет подмена понятий: разрешение на осуществление добычи лососей выдано на поверхностные ловушки, которыми фактически ведется дрифтерный лов. Отраслевые научные институты изучают предоставленные данные, кроме того, сейчас идет подготовка экспертного заключения непосредственно из района промысла. На основании заключений будет принято решение».
«Поверхностная ловушка — это орудие лова, которое представляет собой непосредственную ловушку, где скапливается рыба, и боковые крылья, вдоль которых идет рыба и заходит в эту ловушку, — рассказывает Сергей Синяков, заведующий Лабораторией экономики и статистики рыбохозяйственного комплекса ВНИРО, член Общественного совета при Росрыболовстве. — То, что применяли рыбаки на этих судах, это не сети, а ловушки. И разработаны они были отраслевым институтом системы Росрыболовства. На это орудие лова должно быть соответствующее разрешение, иначе рыбаки просто не смогли бы выйти в море».
Ситуацию с задержанием рыбаков он считает странной.
«Промысел начался 1 июня, и эти суда наверняка уже не раз проверялись погранслужбой, — поясняет эксперт. — Ведь
ни одно судно не может выйти в море без выписки разрешительного билета. Его остановят в течение нескольких часов. Оно и сутки не проработает.
Я сам ходил в море много лет и знаю, как все работает. И уверен, что эти суда не по одному разу за это время были проверены. Кроме того, еще подавая заявку на разрешительный билет, судно также подает всю документацию на орудия лова (чертеж, сертификат и т.д.). Так что ситуация с задержанием просто непонятная. Сетей там точно быть не могло».
Закон о запрете дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне России как для отечественных, так и для японских дрифтероловов вступил в силу с 1 января 2016 года. Рассмотрению законопроекта предшествовала длительная работа по оценке негативного воздействия дрифтерного промысла на морские экосистемы и расчету экономической составляющей.
Так,
ученые и эксперты Счетной палаты пришли к выводу, что данный вид промысла ежегодно наносит ущерб России в размере более 10 млрд руб.
По мнению экологов, дрифтерные сети являются «абсолютным» и наиболее жестоким орудием лова. Любой попавший в них живой объект либо запутывается и гибнет, либо при освобождении получает травмы, после которых не выживает. Дрифтерные сети убивают птиц, китов, акул, дельфинов, котиков. Если бы рыбаки платили за весь фактически нанесенный урон, этот вид промысла стал бы убыточным.
Между тем в России дрифтерные сети использовали для лова дальневосточных лососей в исключительной экономической зоне.
Промысел вели 13 предприятий 16 судами с общей численностью экипажей 500 человек.
Они добывали ежегодно около 3% от российского берегового промысла лососей. Кроме российских рыбаков в нашей исключительной экономической зоне дрифтерный промысел вели японские суда по Межправительственному соглашению 1985 года.
Руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев считает, что закон о запрете на дрифтерный лов был сырым и нуждается в серьезной доработке.
«В этом году в единственной стране мира — в России введен запрет на дрифтерный промысел. Мало того что в отличие от правительства Японии, которое компенсировало своим рыбакам потери от этого запрета, наш отраслевой регулятор не побеспокоился о судьбе разоряющихся небольших рыбацких компаний, так еще и всячески продолжают кошмарить бизнес», — говорит он. По данным экспертов,
финансовые потери в отрасли из-за административных барьеров и негативной правоприменительной практики составляют до 15 млрд руб. ежегодно.
Генпрокурор подчеркнул, что в сфере рыболовства существует много проблем, в том числе и «субъективного плана». Этот незаконный арест рыболовных судов как раз относится к «проблемам субъективного плана». Собственно поэтому рыбаки и требуют отставки нынешнего главы Росрыболовства.